Академией образования разработаны учебно-методические комплексы (далее – УМК) факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования с учетом принципа инклюзии.
В состав УМК входят учебная программа факультативных занятий, дидактические материалы для учащихся с учетом их особых образовательных потребностей, а также методические рекомендации для учителя, в которых содержится педагогическая навигация грамотного сопровождения и управления образовательным процессом. Содержание УМК не соотносится с конкретным учебным предметом, обеспечивает формирование функциональной грамотности учащихся с ОПФР в различных сферах жизнедеятельности.
Одним из эффективных средств формирования функциональной грамотности является проектная деятельность, предоставляющая учащимся с ОПФР возможности самовыражения, самореализации.
Содержание УМК направлено на развитие познавательной мотивации обучающихся с ОПФР, расширение практики решения ими учебно-познавательных и учебно-практических задач при выполнении различных видов интеллектуальной, коммуникативной, социально-бытовой деятельности, что обеспечивает накопление жизненного опыта, социализацию и интеграцию в обществе.
Познаю окружающий мир. Слышу, вижу, создаю. I–II классы. Методические рекомендации : пособие для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования / О. Ф. Валькович. Минск : Национальный институт образования, 2023