МЕНЮ

.

.
МЕНЮ

Руководители учреждений образования: каковы их должностные обязанности и заработная плата (обзор ОЭСР)

Данный обзор построен на материале периодического издания, выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «Education Indicator in Focus» (2021, № 78). Февральский номер аналитического сборника посвящен труду руководителей учреждений образования: рабочему времени, должностным обязанностям, удовлетворенности условиями труда и заработной платой.

В 2019 г. в среднем по странам ОЭСР руководители учебных заведений были обязаны отработать от 1 658 часов в учреждениях дошкольного образования до 1 632 часов в учреждениях общего среднего образования (3 уровень Международной стандартной классификации образования – 2011). В переводе на дневную продолжительность рабочего времени это составляет 7–8 часов (аналогично рабочему времени большинства профессий, связанных с офисной работой). В 21 из 29 стран ОЭСР (по которым имеются данные) суммарное годовое рабочее время руководителей учебных заведений незначительно варьируется в зависимости от того, какой уровень образования учреждение предоставляет. В 10 странах установленное рабочее время директоров аналогично рабочему времени учителей на всех уровнях образования.

Если посмотреть на суммарное годовое рабочее время руководителей учебных заведений в разрезе стран ОЭСР, то здесь наблюдаются существенные различия: от 1 300 часов в Ирландии (установленный минимум) до 1 971 часа в Чили (установленный максимум). В некоторых странах отсутствуют нормы рабочего времени для руководителей учреждений образования. В эту группу входят пять стран: Англия (Великобритания), Бельгия (флам. общ.), Греция, Италия, Люксембург.

В двух третях стран ОЭСР установленное рабочее время руководителей учебных заведений включает в себя работу во время школьных каникул (длятся от 1 недели в Австрии до 11 недель в Турции). Во Франции, Корее, Японии и Турции директора имеют такое же установленное рабочее время, как и государственные служащие.

В официальных документах 27 стран ОЭСР четко определен список задач и обязанностей руководителей учреждений образования. В девяти других странах (Дания, Эстония, Финляндия, Мексика, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция) официальные документы не уточняют эти обязанности. Руководители учреждений образования указанных стран имеют бóльший уровень автономии в организации установленного законом рабочего времени (исключение составляет Италия, в которой не установлены рамки рабочего времени).

В большинстве стран ОЭСР, в которых четко определен список задач и обязанностей руководителей учреждений образования, они одинаковы для всех уровней образования. Вместе с тем, детали и масштабы задач и обязанностей в разных странах существенно отличаются, что объясняется различиями в уровнях принятия ключевых решений в сфере образования и участниках процесса принятия решений. Например, на втором уровне МСКО-2011 (эквивалент нашего базового образования или II ступени) большинство решений в 16 странах ОЭСР принимается на школьном уровне, в 14 странах – на общегосударственном (центральном).

В 17 из 27 стран в обязанности руководителей входит прием, увольнение, продвижение, организация и оценка персонала. Например, согласно результатам исследования TALIS более 95 % руководителей учреждений образования в Чехии, Исландии, Литве, России и Словакии (по данным опроса) ответили, что самостоятельно принимают на работу учителей и назначают на должности. В странах, где в официальных документах не детализированы обязанности руководителей учреждений образования (Дания, Эстония, Новая Зеландия, Швеция), аналогичный ответ дали также более 95 % руководителей.

В 12 из 27 стран в обязанности директора входит управление финансовыми ресурсами и участие в разной степени в бюджетном планировании, распределении ресурсов и/или мониторинге расходов.

Менее чем в половине из 27 стран руководители учреждений базового образования (или II ступени) обязаны способствовать организации оптимальных взаимоотношений с родителями, другими учреждениями образования, школьными инспекторами и др., а также они отвечают за профессиональное развитие педагогов.

В 18 из 27 стран руководители учреждений образования несут обязательства, связанные с образовательной деятельностью учащихся: планирование образовательной деятельности, организация деятельности по реализации учебных программ, мониторинг образовательных достижений учащихся и/или процесса обучения. На данный вид деятельности тратится около 16 % рабочего времени руководителей в среднем по странам ОЭСР, участвующих в исследовании TALIS-2018. Этот вид деятельности по временным затратам занимает третье место после решения административных задач (на что уходит 30 % рабочего времени) и руководящих (координирующих) задач (соответственно 21 % рабочего времени).

В среднем по странам ОЭСР руководители учреждений базовых школ (МСКО-2) имеют, как правило, двадцатилетний учительский стаж. В странах, где оплата труда директоров производится в соответствии с системой оплаты труда учителей (дополнительно выплачивается надбавка), ведение уроков (преподавание) часто является для них обязательным требованием. При этом, как правило, устанавливается определенный минимум или максимум часов педагогической нагрузки. С повышением ступени преподавания требуемое количество часов педагогической нагрузки уменьшается. Максимально требуемая годовая педагогическая нагрузка руководителей варьируется от 28 до 87 % установленной педагогической нагрузки учителей в своих странах. Во многих случаях размер педагогической нагрузки руководителей зависит от размера учреждения: чем больше учреждение образования, тем меньше установлена педагогическая нагрузка. Еще одним фактором влияния является географическая локация школы или социально-экономический статус региона, в котором расположено учреждение образования (характерно для Австралии и Ирландии).

Во многих странах, где преподавание не входит в обязанность руководителей или они освобождены от этой обязанности при определенных условиях, для них действует собственная шкала окладов (Рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация стран по требованию обязательной педагогической нагрузки для руководителей учреждений базового образования и типу шкалы окладов

 

В издании отмечается, что во всех странах COVID-19 привел к значительному возрастанию нагрузки на руководителей учреждений образования, связанной с организацией процесса дистанционного обучения учащихся, координации действий с органами здравоохранения.

В странах ОЭСР руководители учреждений образования зарабатывают обычно больше работников, которые имеют высшее образование: директора начальных школ – в среднем на 26 %, базовых школ – на 38 %, средних школ – на 46 %.

В 2019 году фактическая заработная плата руководителей учреждений базового образования была в среднем на 59 % выше, чем у работающих в данном учреждении учителей. Между странами наблюдаются значительные различия: на уровне базового образования в некоторых странах заработная плата руководителей более чем в два раза выше заработной платы учителей (например, в Англии превышает на 136 %, в Италии – на 160 %); в 14 из 26 стран ОЭСР (по которым имеются данные) превышение составляет менее 50 % (минимальное превышение – 20 % – в Эстонии). Разница увеличивается с повышением ступени преподавания (Рисунок 2).

Рисунок 2. Минимальная и максимальная установленная заработная плата учителей и руководителей школ (II ступень) (2019 г.)

Для расчета использовалась заработная плата учителей с преобладающим уровнем квалификации и руководителей с минимальным уровнем квалификации

В большинстве стран оплата труда руководителей государственных учреждений образования устанавливается централизованно. Есть государства, в которых применяются нормы коллективного соглашения (Финляндия, Норвегия, Дания). В некоторых странах принятие решений по оплате труда руководителей осуществляется органами местного и общегосударственного уровня (Италия, США).

Оплата труда руководителей определена шкалой, надбавками за выполнение отдельных видов работ и выплатами за условия труда. Как правило, учитывается стаж руководителей. В одной трети стран ОЭСР полагаются дополнительные выплаты за работу в неблагоприятных в социально-экономическом плане районах, отдаленных регионах, районах с высокой стоимостью жизни, поощрения за достижение высоких результатов учащихся и учреждений образования. Во многих странах руководителям не оплачивают работу свыше установленной нормы. На уровне базового образования «переработка» руководителям оплачивается только в восьми странах. Отмечается также, что количество выплат и надбавок для руководителей значительно меньше по сравнению с учителями. В таких странах, как Австралия, Австрия, Бельгия (франц. общ.) и Португалия отсутствуют дополнительные выплаты для руководителей.

TALIS-2018 показало, что в среднем в 30 странах ОЭСР 64 % руководителей государственных учреждений образования удовлетворены условиями трудового контракта и только 42 % удовлетворены уровнем заработной платы. Эта тенденция характерна большинству стран ОЭСР (Рисунок 3).

Рисунок 3. Удовлетворенность руководителей государственных учреждений образования (II ступень) условиями трудового контракта и заработной платой (на основе исследования TALIS-2018)

В среднем по странам ОЭСР, участвующим в TALIS-2018, 71 % руководителей государственных учреждений образования рассматривают административную работу как источник стресса. Около половины участвующих в опросе руководителей государственных и частных учреждений как источники стресса определили: необходимость «успевать за меняющимися требованиями со стороны местных/региональных, общегосударственных/федеральных органов власти (55 %); «ответственность за достижения учащихся» (46 %); «решение вопросов с родителями (опекунами) учащихся» (47 %).

 

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

Источник:

  1. Education Indicator in Focus/ 2021/78 (February). What are the roles and salaries of school heads? – OECD [Electronic resourсe]. – 2021.

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования и образовательных стратегий
образовательного центра НИО

QR-код национального образовательного портала

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

КОНТАКТЫ

 ул. Короля, 16, 220004, г. Минск

         Контакты

         Магазин учебной книги «Адукацыя»

         e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.