Октябрьский номер периодического издания «PISA in Focus», выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвящен поиску ответа на вопрос: имеются ли у всех учащихся равные возможности для формирования глобальных и межкультурных компетенций в школе.
В 2018 году в рамках исследования PISA оценивались компетенции, необходимые для жизни во взаимозависимом и многообразном мире.
Глобальная компетенция определяется как потенциал личности, включающий:
- умение анализировать вопросы местного, глобального и межкультурного значения, предпринимать действия, направленные на коллективное благополучие и устойчивое развитие;
- участие в открытом и эффективном взаимодействии с другими культурами;
- понимание точек зрения и мировоззрений, отличных от собственных.
Когнитивный тест по глобальной компетенции по трем из указанных выше направлений проводился среди учащихся 27 стран. Кроме этого, в 66 странах анкеты по глобальной компетенции заполняли и школьники, и руководители учреждений образования. Целями анкетирования были изучение мнения учащихся об их осведомленности о глобальных проблемах человечества, оценке собственных возможностей в их решении, и определение того, в какой мере учащиеся уважают представителей других культур, интересуются другими культурами и насколько осознанно подходят к межкультурному взаимодействию.
В каком объеме ведется преподавание глобальных и межкультурных компетенций в школе?
Результаты анкетирования руководителей учреждений образования показали, что вопросы, связанные с глобальными проблемами и межкультурным взаимодействием, в достаточной степени освещены в учебных программах. Из семи предложенных на выбор глобальных проблем наиболее часто в содержании образования встречаются вопросы глобального потепления и изменения климата: 88,1 % школьников посещает школы, директора которых указали на наличие данных тем в учебных программах; в меньшей степени, по мнению руководителей учреждений образования, освещены темы, связанные с глобальным здоровьем, например, эпидемиями (78,6 %) (график 1а).
График 1а. Глобальные проблемы, включенные в школьную программу (в среднем по странам ОЭСР, количество учащихся (в %) в школах, руководители которых указали на наличие данных тем в школьной программе)
Относительно формирования межкультурных компетенций наиболее часто встречающимся оказался вопрос уважения культурного разнообразия (87 % школьников учатся в таких школах), реже всего отмечали вопрос коммуникации с людьми других культур (50 %) (график 1б).
График 1б. Вопросы межкультурного обучения, включенные в содержание образования (в среднем по странам ОЭСР, количество учащихся (в %) в школах, директора которых указывали на наличие данных тем в школьной программе)
В рамках исследования PISA–2018 школьников просили указать, в какие из предложенных на выбор десяти видов учебной деятельности, связанных с формированием глобальных компетенций, они вовлечены в учреждении образования. Чаще всего в качестве таковых учащиеся отметили изучение различных культур (ответ 76 % респондентов); обучение разрешению конфликтов (ответ 64 % респондентов); изучение различных точек зрения на некоторые вопросы у людей разных культур (ответ 62 % респондентов). Реже всего школьники называли поиск новостей в сети Интернет или просмотр новостей в классе; участие в событиях, посвященных культурному разнообразию (ответ 41 % респондентов) (график 2).
График 2. Количество школьников, вовлеченных в различные виды учебной деятельности в школе, направленные на формирование глобальных компетенций (в %, в среднем по странам ОЭСР)
Когда речь идет об общем количестве видов учебной деятельности, связанной с глобальными компетенциями, в среднем по странам ОЭСР школьники отмечают участие в пяти из десяти предложенных (график 3).
График 3. Количество видов учебной деятельности, направленной на формирование глобальных компетенций, в которые учащиеся вовлечены в школе
В рамках исследования PISA–2018 было установлено, что в среднем по странам ОЭСР мальчики по сравнению с девочками чаще участвуют в деятельности по формированию глобальных и межкультурных компетенций (ситуация в пользу девочек характерна для Иордании, Беларуси, Сингапура, Таиланда и Украины).
Относительно распределения 10 видов учебной деятельности между мальчиками и девочками было установлено, что в среднем по странам ОЭСР мальчики по сравнению с девочками чаще вовлечены в виды деятельности, где необходимо выразить собственное мнение и его аргументировать (разница составляет 5 %). Девочки чаще указывали на изучение других культур и способы разрешения конфликтов (разница составляет 4 %).
Также было установлено, что благополучные в социально-экономическом плане школьники (верхний квартиль по индексу социального, экономического и культурного статуса (index of economic, social and cultural status) имеют доступ к более широкому диапазону учебных возможностей по сравнению с неблагополучными. Это вывод относится к 33 из 65 стран-участниц (график 4).
График 4. Разница в количестве видов учебной деятельности учащихся в зависимости от социально-экономического статуса учащихся
Примечание: страны ранжированы в порядке убывания; представлены статистически значимые данные.
В рамках анкетирования учащихся спрашивали, насколько они уважают представителей других культур. В анкете по данному направлению использовались пять утверждений: «Я уважаю людей из других культур, поскольку они такие же люди, как и все другие»; «Я отношусь ко всем людям с уважением, независимо от особенностей их культуры», «Я даю возможность людям из других культур выразить себя», «Я уважаю ценности людей из других культур», «Я ценю мнения людей из других культур». Для каждого утверждения учащиеся выбирали один ответ из пяти предложенных: «Очень похоже на меня», «В основном похоже на меня», «В некоторой степени похоже на меня», «Мало похоже на меня» и «Совсем не похоже на меня».
По результатам анкетирования обучающихся были сформирован индекс уважения к людям, представляющим другие культуры. Интерпретация индекса является относительной: значение индекса в каждой стране отражает степень отклонения ответов от среднего по странам ОЭСР.
В среднем по странам ОЭСР около 82 % учащихся (сумма ответов «Очень похоже на меня» и «В основном похоже на меня») выбрали в качестве ответа утверждение: «Я уважаю людей из других культур, поскольку они такие же люди, как и все другие»; 81 % учащихся – «Я отношусь ко всем людям с уважением, независимо от особенностей их культуры».
Результаты анкетирования учащихся и рассчитанные индексы были исследованы на предмет взаимосвязи с такими страновыми индикаторами, как ВВП на душу населения, уровень занятости населения, доля иммигрантов и др. На графике 5 показана положительная, но слабая связь между индексом уважения к людям, представляющим другие культуры, и уровнем ВВП на душу населения (график 5).
График 5. Индекс уважения к людям, представляющим другие культуры, и ВВП на душу населения
Эффективное обучение глобальным и межкультурным компетенциям требует последовательного и системного подхода, обеспечивающего равный доступ к образовательному процессу обучающимся различных категорий.
С полными текстами периодических изданий на английском языке можно ознакомиться по ссылке 1 и ссылке 2.
Источники:
- PISA in Focus. 2020/109 (October). Do all students have equal opportunities to learn global and intercultural skills at school? – OECD [Electronic resource]. – 2020.
- PISA 2018 Results (Volume VI). Are Students ready to Thrive in an Interconnected World? – OECD [Electronic resource]. – 2021.
Материал подготовлен
управлением перспективного планирования и образовательных стратегий
образовательного центра НИО