Данный обзор построен на материале двух номеров периодического издания «Teaching in Focus» (2020, № 36; 2021, № 42), выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сборники объединяет тема благополучия учителей и тех вызовов, с которыми они столкнулись во время пандемии COVID-19. В основе материала – результаты исследования TALIS-2018.
Справочно: TALIS (Teaching and Learning International Survey) – Международное исследование по вопросам преподавания и обучения – проводится ОЭСР с целью определения и анализа условий, обеспечивающих эффективность школьных процессов. Посредством опроса учителей второй ступени образования и директоров учреждений образования (в большинстве случаев компьютеризированного) собираются данные о педагогических, методических и социальных процессах внутри школ.
Исследование проводится каждые пять лет: в 2008 г. состоялся первый цикл (24 страны-участницы), в 2018 г. – третий цикл (48 стран-участниц). Как правило, размер выборки исследования составляет 200 учреждений общего среднего образования в каждой стране-участнице, двадцать учителей в каждой школе.
В 2018 г. некоторые страны приняли решение об участии в анкетировании учителей начальных и старших классов, а также педагогов учреждений образования, участвующих в PISA. В итоге в 2018 г. в рамках всех компонентов исследования в опросе приняли участие около 260 тыс. учителей, представлявших более 8 млн учителей 48 стран-участниц.
Средний показатель для стран ОЭСР в обзоре рассчитан на основе среднего арифметического по результатам опросов учителей, работающих на первом этапе среднего образования (МСКО 2), из тридцати одной страны ОЭСР, принимавшей участие в TALIS-2018.
В представленных выпусках среднее значение оценивается исходя из среднего арифметического данных, полученных от учителей 48 стран ОЭСР, участвовавших в исследовании.
В настоящее время образование во всем мире столкнулось с серьезным вызовом, связанным с COVID-19. Данные TALIS-2018 показали, что примерно каждый шестой учитель испытывает сильный стресс на работе. Изменился привычный режим функционирования учреждений образования с целью снижения риска распространения вируса среди школьников, учителей и родителей, но при этом осталась необходимость обеспечить непрерывность образовательного процесса. Все это добавило немало сложностей к непростому учительскому труду: педагогам пришлось приспосабливаться к обучению в онлайн-формате, работать в условиях неопределенности (открытия или закрытия учреждений образования). Несомненно, все эти факторы оказали существенное влияние на неудовлетворенность педагогов своей работой и уровень их стресса.
Несмотря на то, что в TALIS-2018 отсутствуют прямые данные по уровню стресса у педагогов или степени их удовлетворенности работой в период кризиса COVID-19, в исследовании представлена информация о влиянии данных факторов на желание педагогов продолжить свою профессиональную деятельность.
Представленная информация основана на данных TALIS докризисного 2018 г., сгруппированных вокруг двух моментов:
- каким образом стресс и удовлетворенность учителей своей работой связаны с их желанием оставаться в профессии в долгосрочной перспективе;
- что необходимо предпринять на системном уровне для повышения уровня удовлетворенности педагогов условиями труда.
Эти данные позволяют сделать выводы о возможных последствиях стресса, спровоцированного текущим эпидемиологическим кризисом.
В исследовании учителя оценивали степень своей удовлетворенности условиями труда и найма: льготы, пособия, рабочее расписание, а также многое другое, что влияет на восприятие условий работы. В данном вопросе заработная плата исключалась из рассмотрения. Также учителя отвечали на некоторые вопросы, связанные со стрессом на работе. Источником стресса является дисбаланс между предъявляемыми к учителям требованиями и имеющимися у учителей ресурсами. Педагоги испытывают стресс, когда требования не совпадают с их уровнем знаний, навыками или уровнем поддержки, которую они получают на работе.
Существует значительная обратная взаимосвязь между намерением учителей оставить профессию в ближайшие пять лет и уровнем удовлетворенности работой в 42 странах – участницах TALIS.
Результаты анкетирования показали, что удовлетворенность педагогов условиями труда и уровень их стресса на работе влияют на намерение учителей в течение пяти ближайших лет остаться в профессии или сменить сферу деятельности (график 1, панель А). Педагоги, испытывающие стресс на работе, в большей степени уверены в желании уйти из профессии по сравнению с теми, которые более удовлетворены условиями труда. Повышение уровня удовлетворенности учителей условиями труда может компенсировать повышение уровня стресса на работе (график 1, панель Б). Указанная закономерность сохраняется при учете характеристик педагогов (пол, возраст, стаж работы в данной школе, занятость на полную ставку), состава класса (наличие неблагополучных учащихся) и характеристик школы (индекс расположения, тип и размер школы).
График 1. Намерение уйти из профессии в течение ближайших пяти лет во взаимосвязи со стрессом на работе и удовлетворенностью условиями труда
Примечание: Контрольными переменными являются:
– характеристики учителей (пол, возраст, стаж в данной школе, занятость на полную ставку);
– состав класса (доля социально-неблагополучных учащихся в классе (для панелей А и Б));
– доля учащихся с поведенческими проблемами, доля слабоуспевающих учащихся (для панели А);
– характеристики школы (индекс расположения, тип, размер (для панели Б)).
Статистически значимые коэффициенты обозначены более темным цветом.
Данные расположены в убывающем порядке.
Источник: OECD, TALIS 2018 Database, Figure II.3.12, Tables II.3.75 and 3.76; Table II.2.67
Новые требования, предъявляемые к функционированию системы образования в условиях COVID-19, являются источниками дополнительного стресса на работе.
В 2018 году, до пандемии, в среднем по странам ОЭСР 41 % учителей отмечали, что «соответствие меняющимся требованиям местных, муниципальных/региональных, областных или национальных/федеральных властей» являлось источником стресса (сумма ответов «в достаточной мере» и «значительно») (график 2). Этот показатель варьируется: от примерно 2/3 учителей во Франции, Литве, Мальте и Португалии до менее 20 % в Грузии и Нидерландах.
График 2. Процент учителей, считающих условие соответствовать меняющимся требованиям источником стресса для учителей (сумма ответов «в достаточной мере» или «значительно»)
Примечание: данные расположены в порядке убывания.
Проведенный анализ позволил определить два фактора, влияющих на степень удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью:
- участие учителей в управлении учреждением образования;
- поддержка непрерывного профессионального роста.
Участие в руководстве школой имеет позитивную взаимосвязь с удовлетворенностью педагогами условиями труда во всех образовательных системах с доступной информацией, за исключением Альберты (Канада) и ЮАР. Также позитивная значимая связь обнаружена между поддержкой непрерывного профессионального развития учителей с их удовлетворенностью условиями труда практически в 4/5 стран с доступной информацией (график 3).
График 3. Взаимосвязь удовлетворенности педагогов условиями труда и участием персонала в руководстве школой и поддержкой профессионального развития учителей
Примечание: Фактор «участие персонала в руководстве школой» является бинарной переменной, которая имела два значения – 0 и 1. Значение «1» присваивалось, если учитель «согласен» или «абсолютно согласен» с одним из следующих утверждений: «данная школа предоставляет персоналу возможность активно принимать участие в принятии школьных решений»; «данная школа поддерживает персонал в выдвижении различных инициатив»).
Фактор «поддержка профессионального развития» является дискретной переменной. Педагогам необходимо было указать формы поддержки (из восьми предложенных), которые они получали в течение 12 месяцев перед проведением исследования: 1) компенсация или оплата расходов, 2) денежные надбавки за участие в мероприятиях в нерабочее время, 3) повышение заработной платы, 4) освобождение от работы на время участия в мероприятиях в течение рабочего времени, 5) нематериальная поддержка за участие в мероприятиях в нерабочее время, 6) предоставление необходимых для профессионального обучения материалов, 7) неденежные формы поощрения, 8) неденежные профессиональные льготы. Данный вопрос был необязательным для стран, участвующих в TALIS. Однако 43 страны из всех участвующих воспользовались этой возможностью. Поэтому на графике нет среднего значения в целом по исследованию и по странам ОЭСР, и TALIS.
Рассчитанный коэффициент определяет степень взаимосвязи зависимой переменной (удовлетворенность педагогов условиями труда) с независимыми переменными (факторы «участие персонала в руководстве школой» и «поддержка профессионального развития»). Коэффициент ниже 1 говорит об отрицательной связи, коэффициент выше 1 – о положительной связи, коэффициент равный 1 – отсутствие связи.
Страны расположены в порядке убывания вероятности удовлетворенности педагогов условиями труда (исключая заработную плату) в зависимости от участия персонала в руководстве школой.
В настоящее время данные результаты исследования TALIS получили особую актуальность, т. к. педагогическому сообществу необходимо приспосабливаться к реальности, вызванной пандемией COVID-19. Эффективное включение учителей в управление школой, процессы принятия решений и поддержка их профессионального развития могут повлиять на степень удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью и уменьшить стресс.
С полными текстами периодических изданий на английском языке можно ознакомиться по ссылке 1, ссылке 2.
Источники:
- Teaching in Focus. 2020/36 (November). Give teachers a say: Facing the challenge of teachers' work-related stress in the COVID-19 crisis. – OECD [Electronic resource]. – 2022.
- Teaching in Focus. 2021/42 (December). Building teachers' well-being from primary to upper secondary education. – OECD [Electronic resource]. – 2022.
Материал подготовлен управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий образовательного центра НИО