МЕНЮ

.

Версия для слабовидящих
МЕНЮ

Почему среди учителей наблюдается гендерный дисбаланс? (обзор ОЭСР)

Обсуждению вопроса «Почему среди учителей наблюдается гендерный дисбаланс?», вынесенного в заголовок статьи, посвящен восемьдесят первый номер периодического издания «Education Indicator in Focus», выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В среднем, в странах ОЭСР 70 % всех учителей составляют женщины, при этом существует значительная разница в их распределении между уровнями образования. Так, в 2019 г. женщины составляли около 84 % педагогов начальных классов, 64 % учителей средней школы и 44 % преподавателей высших учебных заведений. Между странами существуют значительные различия. Доля учителей-женщин начальных классов колеблется от 64 % в Японии и Турции до 97 % в Литве. Среди преподавателей высшей школы в четырех странах из 36 (с имеющимися данными) – в Финляндии, Латвии, Литве и Новой Зеландии – женщины составляют лишь более половины, в Японии – 28 % (рис. 1). 

Рисунок 1. Доля учителей-женщин по уровням образования (2019 г.)

Страны распределены в порядке убывания доли учителей-женщин на начальной ступени образования

В период с 2010 по 2019 г. доля учителей-женщин в начальной и средней школе несколько повысилась в среднем по странам ОЭСР: в начальной – с 83 % до 84 %, в средней – с 63 % до 64 %. Это говорит о том, что тенденция увеличения гендерного дисбаланса сохраняется. В высших учебных заведениях доля преподавателей-женщин также продолжает расти: с 42 % в 2010 г. до 44 % в 2019 г.

Анализ распределения учителей по возрастному признаку в странах ОЭСР показывает, что за период с 2010 по 2019 г. доля учителей-женщин в возрасте до 30 лет на уровне начального и среднего образования снизилась (рис. 2). Это позволяет предположить, что тенденция увеличения гендерного неравенства изменится в ближайшие годы, и соотношение полов может постепенно начать сдвигаться в сторону большего равенства. 

Рисунок 2. Доля учителей-женщин по ступеням образования и возрастным группам (2010 и 2019 гг.)
(построен на основе данных ОЭСР.Стат 
[https://stats.oecd.org])

 

В обзоре анализируются факторы, объясняющие непропорциональное соотношение мужчин и женщин среди учителей. Исторически сложилось так, что преподавание было одной из немногих квалифицированных профессий, доступных для женщин, и соответствовало традиционному стереотипу о роли женщины в воспитании детей. Сегодня такие гендерные стереотипы менее распространены во многих странах ОЭСР, чем несколько десятилетий назад. Но они все еще могут быть важной причиной высокой доли учителей-женщин, особенно на первых уровнях образования.

Однако есть и другие причины гендерного неравенства в педагогической профессии. Преподавание может быть привлекательным вариантом карьеры для работающих матерей, поскольку оно дает возможность совмещать работу и выполнение семейных обязанностей. Во многих странах учителя обладают значительной гибкостью в организации своего внеучебного рабочего времени. Например, в 24 из 31 страны ОЭСР, по которым имеются данные, учителя младших классов могут проводить свое внеучебное рабочее время за пределами школы (частично или полностью). Кроме того, каждый пятый учитель начальных классов работает неполный рабочий день. В среднем, доля женщин, работающих неполный рабочий день, на 4 процентных пункта выше, чем доля мужчин, что указывает на популярность этого варианта среди женщин. Различие в относительном уровне заработной платы между мужчинами и женщинами является еще одним фактором, способствующим несбалансированному соотношению по полу среди учителей.

Учителя-мужчины зарабатывают в среднем на 20 % меньше по сравнению с работниками-мужчинами с высшим образованием в других отраслях. Напротив, учителя-женщины зарабатывают в среднем на 3 % больше, чем женщины с высшим образованием иных профессий (рис. 3).

Учитель – это одна из немногих профессий, где женщины не сталкиваются с дискриминацией в оплате труда. В большинстве стран ОЭСР заработная плата педагогов рассчитывается согласно установленной законом шкале окладов или согласовывается путем коллективных договоров. В среднем по странам ОЭСР большинство учителей на уровне начального (88 %) и базового (84 %) образования преподают в государственных школах. В каждой стране заработная плата учителей имеет различия в зависимости от ряда факторов (например, преподавание на различных уровнях образования, квалификационная категория, стаж работы и др.), но не зависит от пола. Благодаря стандартизированным процессам установления заработной платы она в среднем почти одинакова у учителей-мужчин и учителей-женщин. Но для мужчин работать учителем финансово менее привлекательно.

Страны распределены в порядке убывания процентной разницы между зарплатами учителей-женщин
и женщин с высшим образованием в иных сферах.

Данные Международного исследования по вопросам преподавания и обучения ОЭСР (Teaching and Learning International Survey (TALIS)) 2018 г. показали широко распространенное среди педагогов разочарование в восприятии роли учительского труда в обществе. В среднем в странах ОЭСР лишь каждый четвертый учитель (25,8 %) считает, что его профессия ценится. Каждый третий педагог (33,8 %) уверен, что было бы лучше выбрать другую профессию. Более одного из восьми учителей в возрасте до 50 лет (14,1 %) выразили намерение оставить преподавание в течение следующих пяти лет. При этом нет существенных различий в подобных взглядах между учителями в зависимости от пола. Тем не менее, коэффициент оттока кадров среди учителей-женщин (работающих на уровнях образования от дошкольного до полного среднего) ниже по сравнению с учителями-мужчинами в 11 из 15 стран, по которым имеются данные.

Более широкое признание роли учительского труда в обществе могло бы привлечь больше талантливых людей в данную профессию независимо от пола. Адекватное вознаграждение учителей является самым явным способом признания важности профессии учителя, но не единственным. Другие существенные механизмы включают осознание общественностью сверхурочного труда учителя, сложности выполняемой им работы. Предоставление учителям комфортных условий труда (например, хорошо оборудованные учебные кабинеты) является еще одним способом признания важности профессии и мотивации учителей. Все эти меры значительны сами по себе и должны внедряться в жизнь независимо от гендерных аспектов. Вместе с тем данные способы, нацеленные на привлечение наиболее квалифицированных кандидатов независимо от пола в профессию учителя, могут способствовать улучшению гендерной сбалансированности среди педагогов.

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке. 

Источник:

Why is the gender ratio of teachers imbalanced? [Electronic resource] // Education Indicator in Focus; OECD. – March, 2022. – № 81. – Mode of access: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/8fea2729-en.pdf?expires=1654768072&id=id&accname=guest&checksum=444ECB5560BCF6E44DEFCCA4C394CA34 – Date of access: 09.06.2022.

 

Информация подготовлена
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий

QR-код национального образовательного портала

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

КОНТАКТЫ

 ул. Короля, 16, 220004, г. Минск

         Контакты

         Магазин учебной книги «Адукацыя»

         e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.