В нормах оценки учебной деятельности учащихся по русскому и белорусскому языкам (2010 г.) (II и III ступень общего среднего образования) предусматривался такой вид работы, как диктант с дополнительными заданиями (не грамматическими, поскольку это могли быть задания, имеющие творческий характер). За диктант с дополнительными заданиями выставлялись две отметки - за каждый вид работы.
В новых нормах оценки (II и III ступень общего среднего образования) такой вид работы рассматривается как комплексная работа, которая представляет собой сочетание разных типов заданий: текстовой части и дополнительных заданий к тексту. Каждая часть оценивается по критериям оценки соответствующего вида работы.
Если текстовая часть представляет собой диктант (в том числе текст с пропусками на месте орфограмм и пунктограмм), она оценивается по критериям оценки текстовых диктантов. Если текстовая часть предполагает изложение (подробное, сжатое, выборочное), она оценивается по критериям оценки творческой работы. Если дополнительные задания к тексту представлены в тестовой форме, они оцениваются по критериям оценки тестовых работ. Если дополнительные задания носят творческий характер, они оцениваются по критериям оценки творческой работы.
За комплексную работу выставляется одна отметка - среднее арифметическое отметок за каждую часть (с учетом правил математического округления).
Тематический контроль по учебному предмету «Литературное чтение» осуществляется в устной и письменной формах. Форма тематического контроля определяется учителем.
Устная форма контроля предполагает ответы учащихся на вопросы учителя и выполнение практических заданий с текстом. Для оценки сформированности читательских умений используются нормы оценки навыка чтения вслух и устного ответа по содержанию прочитанного произведения (согласно таблице 1 п. 15 Методических указаний по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам).
Письменная форма контроля осуществляется при выполнении учащимися комплексной работы, которая состоит из текста и заданий. Для оценки комплексной работы используется таблица 4 п. 15 Методических указаний по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.
При проведении тематического контроля используются следующие способы записей в классный журнал:
Контрольная работа по теме «...».
Самостоятельная работа по теме «...».
В соответствии с МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубаем 15 сентября 2022 г.):
Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы теме и основной мысли (для изложений: соответствие работы теме и основной мысли авторского текста);
полнота и глубина раскрытия темы;
самостоятельность написания творческой работы;
правильность изложения фактического материала;
соблюдение связности, логичности, последовательности предложений и частей в тексте сочинения/изложения.
Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Таким образом, если учащийся написал треть или четверть работы, то он не выполнил требований, предъявляемых к написанию подробного изложения, что и должно быть отражено при выставлении первой отметки. При выставлении второй отметки (за грамотность) учитывается количество допущенных орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Если учащийся допустил только 2 орфографические ошибки, то вторая отметка выставляется в соответствии с нормами оценки творческих работ (8 баллов).
Ответ. Допускается проведение индивидуально поддерживающих занятий для несовершеннолетнего иностранного гражданина, испытывающего трудности в изучении учебного предмета «Белорусский язык» (основание – часть вторая пункта 51 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322). Если несовершеннолетний иностранный гражданин получает образование в Республике Беларусь не первый год, он должен изучать учебный предмет «Белорусский язык», проходить аттестацию и сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования (основание – пункт 7 Інструкцыі аб парадку вывучэння беларускай і рускай моў замежнымі грамадзянамі і асобамі без грамадзянства, якія часова знаходзяцца або часова пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 28).
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Белорусский язык» может не проводиться по решению педагогического совета на протяжении I полугодия, если несовершеннолетний иностранный гражданин не смог в полном объеме освоить учебную программу (основание – пункт 8 Інструкцыі аб парадку вывучэння беларускай і рускай моў замежнымі грамадзянамі і асобамі без грамадзянства, якія часова знаходзяцца або часова пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 28).
Ответ. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика» при контроле осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 и Методическими указаниями по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика» (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания).
Согласно пункту 22 главы 2 данных Методических указаний:
2. При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не знает формул, не усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять при выполнении заданий.
К категории несущественных относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении знаний и умений; отдельные ошибки вычислительного характера, в формулировке вопросов, определений, математических утверждений, ошибки, которые не привели к искажению способа выполнения задания; небрежное выполнение записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, ошибки в написании математических терминов.
3. При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует учитывать все ошибки (существенные и несущественные). Количество баллов за выполнение задания снижается не менее чем на 50 %, если в нем допущена существенная ошибка, и не менее чем на 10 %, если в нем допущена несущественная ошибка. Количество баллов за нерациональный способ решения задачи, математических преобразований и вычислений, небрежное выполнение записи, рисунка, чертежа, графика, схемы; ошибки в записи математического термина снижается не менее чем на 5 %.
Обращаем Ваше внимание на то, что проверка контрольных и самостоятельных работ и проведение работы над ошибками осуществляется в соответствии с пунктами 33–38 главы 5 «Метадычных рэкамендацый па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания).
В пункте 33 главы 5 указано:
При проверке самостоятельных и контрольных работ учитель зачеркивает, подчеркивает ошибки, в том числе орфографические и пунктуационные, и записывает правильный вариант. При этом орфографические и пунктуационные ошибки при выставлении отметки не учитываются.
Согласно пункту 20 главы 4 данных Методических рекомендаций учащиеся должны соблюдать поля, писать от самого начала до самого конца строки, при необходимости разделяя слова для переноса. Все записи в тетрадях делаются ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образовательного) аккуратно, разборчивым почерком, исправления неправильных написаний производятся без использования корректора.