Ответ. Домашнее задание на летние каникулы не задается, кроме внеклассного чтения на русском и белорусском языках.
Ответ. В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 13 мая 2023 г. № 156) (далее – Инструкция ), оплачиваемые часы дополнительного контроля в учреждениях общего среднего образования устанавливаются в среднем в неделю на один класс учащихся I ступени общего среднего образования, при наполняемости класса до 10 учащихся включительно – 1 час, от 11 до 25 учащихся включительно – 2 часа, 26 и более учащихся – 3 часа.
Каждому учителю в зависимости от преподаваемых им учебных предметов устанавливается не менее 0,5 и не более 3 оплачиваемых часов в неделю из расчета на норму часов педагогической нагрузки за ставку (20 часов в неделю).
Для определения оплачиваемых часов дополнительного контроля в учреждениях общего среднего образования наполняемость классов учитывается на начало учебного года.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции ежегодно по состоянию на 1 сентября руководителем учреждения образования устанавливается перечень учебных предметов, по которым должен осуществляться дополнительный контроль, а также распределяются объемы часов дополнительного контроля между учителями.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции фактическое выполнение дополнительного контроля отражается учителем в журнале аналогично записям о проведенных учебных занятиях.
Расписание проведения часов дополнительного контроля устанавливается руководителем учреждения образования в режиме шестидневной рабочей недели.
Ответ. Педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя (далее – классные руководители), осуществляют свою деятельность в соответствии с Инструкцией о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 сентября 2022 г. № 332.
В соответствии с данной Инструкцией классным руководителем проводится воспитательная работа с обучающимися во внеучебное время. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии. Воспитательная работа фиксируется в классных журналах как часы организационно-воспитательной работы (далее – ОВР).
Таким образом, факультативные занятия не относятся к часам ОВР и данный вид деятельности не является обязательным при проведении воспитательной работы с учащимися классным руководителем.
Ответ. В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2025/2026 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (приложение 8 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов “Всемирная история”, “История Беларуси”, “История Беларуси в контексте всемирной истории”») изучение учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в VI–IX классах в 2025/2026 учебном году может осуществляться следующим образом:
1-й вариант. Параллельное изучение всемирной истории и истории Беларуси в течение учебного года (в IX классе всемирная история изучается 1 час в неделю в первом полугодии, 2 часа в неделю – во втором полугодии, в то время как на историю Беларуси учебной программой предусмотрен 1 час в неделю на протяжении всего учебного года).
2-й вариант. Синхронное изучение всемирной истории и истории Беларуси в течение учебного года (количество часов в неделю для изучения каждого учебного предмета зависит от распределения тем с учетом синхронизации).
При параллельном изучении всемирной истории и истории Беларуси нецелесообразно менять порядок изучения учебных тем (разделов), они изучаются в хронологической последовательности, как и предусмотрено учебной программой.
При синхронном изучении всемирной истории и истории Беларуси, в случае изменения порядка изучения тем в рамках раздела, необходимо соблюдать хронологическую последовательность исторических событий. Для синхронного изучения всемирной истории и истории Беларуси разработано календарно-тематическое планирование, которое размещено на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Всемирная история; История Беларуси.
Ответ. В письме Министерства образования Республики Беларусь от 18 января 2022 г. № 07-03-09/476/дс «О разъяснении законодательства» даны пояснения по изменениям в оплате труда работников образования и определение штатной численности работников.
1. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.12.2021 № 253 внесены следующие изменения в постановление Министерства образования от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (далее – постановление № 71):
1.1. С 1 января 2022 г. вводится надбавка за классное руководство (кураторство учебной группой) в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального образования (филиалах, обособленных подразделениях, реализующих соответствующие образовательные программы).
Указанная надбавка устанавливается приказом руководителя на учебный год (с 1 сентября по 31 августа) в размере 100% базовой ставки в месяц и выплачивается при выполнении функций классного руководителя (куратора учебной группы), включая периоды нахождения учащихся на каникулах, практике. В данные периоды классные руководители (кураторы учебной группы) работают по планам работы классного руководителя (куратора учебной группы).
Надбавка не выплачивается, если функции куратора не выполняются при выпуске группы в связи с завершением срока обучения.
При временном отсутствии классного руководителя (куратора учебной группы) надбавка выплачивается пропорционально отработанным дням.
В случае длительного отсутствия классного руководителя (куратора учебной группы) приказом директора эта функция возлагается на другого учителя (преподавателя), которому устанавливается соответствующая надбавка.
Учитывая, что классное руководство (кураторство учебной группой) является функцией, выполняемой сверх учебных занятий, указанная надбавка устанавливается независимо от педагогической нагрузки педагогического работника.
Надбавка устанавливается учителю (преподавателю) в одинарном размере независимо от того, в скольких классах (учебных группах) он является классным руководителем (куратором учебной группы), сколько учащихся в этих классах (учебных группах).
Выплата надбавки за классное руководство (кураторство учебной группой) не влечет за собой снятие часов организационно-воспитательной работы, определенных учителю (преподавателю) для выполнения функций классного руководителя (куратора учебной группы) на начало учебного года.
Надбавка за классное руководство (кураторство учебной группой) может устанавливаться учителям (преподавателям), работающим по совместительству.
Согласно инструктивно-методическому письму об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования, утвержденному заместителем Министра образования Республики Беларусь в 2012 году, классный руководитель и куратор обязаны:
изучать качество воспитания в классе и учебной группе, индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;
осуществлять в классе и учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
проводить еженедельно классный и кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учебной группы учреждения образования;
осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся;
способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;
способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;
изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;
оказывать педагогическую поддержку органам ученического (студенческого) самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;
содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;
осуществлять организацию воспитательного процесса в классе и учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период;
способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
В Приложении к Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 (в редакции от 05.11.2024 № 143) «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» предложен Перечень документов, обязательный для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования:
Педагогические работники | Перечень документов |
Учитель, выполняющий функции классного руководителя
| Классный журнал Планирование работы (на полугодие) Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года, корректируется при необходимости) Личная карточка учащегося Дневники учащихся Протокол родительского собрания Характеристика обучающегося (предоставление характеристики осуществляется по запросу государственного органа (иной организации), а также по письменному запросу гражданина)
|
<*
Ответ. Для изучения предмета на повышенном уровне создается группа учеников, которая с 5 класса изучает учебный материал в рамках предметно-тематического содержания сфер общения. Учащиеся должны решать коммуникативные задачи в стандартных ситуациях, а также проблемные задачи на основе более глубоких социокультурных и (или) энциклопедических знаний (сравнить особенности различных профессий; аргументировать важность владения иностранным языком в профессиональной деятельности). Моделирование разнообразных ситуаций межкультурного общения является неотъемлемой частью обучения иноязычной устной речи.
При обучении иностранному языку на повышенном уровне особое внимание уделяется овладению разговорными нормами изучаемого языка, приемами самостоятельной работы с иноязычными источниками информации; подготовке учащихся к самообразованию и приобретению личного опыта межкультурного общения; развитию качеств поликультурной личности, востребованных в современном информационном обществе.
В 2025/2026 учебном году в V–IX классах базовой школы, средней школы предусмотрена возможность увеличения количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка (не более чем на 2 часа), за счет часов компонента учреждения образования.
Ответ. Домашние задания не задаются только после контрольной работы (основание – 3-й абзац 3-й части пункта 56 Положения об УОСО).
Не задаются задания и на каникулы в соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
После обучающих письменных работ (изложение и т.д.) домашнее задание предусмотрено. С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за объемом домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения.
(См. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2025/2026 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»).
Ответ. Проведение обучающего сочинения (изложения), на которое учебной программой отводится 2 учебных часа, в разные дни, т.е. подготовка к написанию обучающего сочинения (изложения) осуществляется в один день, а написание этого сочинения (изложения) – в другой, является методически нецелесообразным.
Однако в исключительных случаях (при невозможности проведения такой работы на двух спаренных уроках) можно провести два урока написания сочинения (изложения) в разные дни.