МЕНЮ

.

Версия для слабовидящих
МЕНЮ

Зачем и почему необходимо формировать социально-эмоциональные навыки у детей и учащейся молодежи

15 декабря 2023 года Национальный институт образования организовал республиканский круглый стол «Социально-эмоциональные навыки как фактор успешности личности в ХХI веке».

Это мероприятие стало продолжением активной работы белорусских ученых в рамках реализации договора между Национальным институтом образования и ЮНИСЕФ, направленного на решение задач формирования навыков XXI века детей и учащейся молодежи (включая социально-эмоциональные навыки) в рамках общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь.

На круглый стол были приглашены представители ЮНИСЕФ в Республике Беларусь, специалисты Национального института образования, Республиканского института высшей школы, Республиканского института профессионального образования, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Минского государственного лингвистического университета, Академии последипломного образования, институтов развития образования, представители педагогической общественности, общественных объединений, учащихся учреждений образования г. Минска.

Открывая круглый стол, заместитель директора по научно-исследовательской работе Национального института образования О. В. Зеленко отметила важность и своевременность работы по созданию в стране системы по формированию у детей и учащейся молодежи социально-эмоциональных навыков (СЭН), а также роль Национального института образования в этой системе.

В приветственном слове заместитель Представителя ЮНИСЕФ в Беларуси Г. И. Акимова отметила значимость СЭН в установлении и поддержании контактов как между сверстниками, так и между взрослыми и детьми. Рамки круглого стола были заданы И. А. Мироновой, координатором программ ЮНИСЕФ по образованию.

В работе круглого стола приняли участие международные эксперты А. Б. Сокол и Е. А. Орел, которые представили международный опыт в формировании СЭН, а также уровни их формирования. В докладе четко прослеживалась идея необходимости комплексного формирования СЭН и создания образовательной среды, развивающей СЭН.

Живой интерес участников вызвала презентация Плана действий по формированию социально-эмоциональных навыков у детей и учащейся молодежи, подготовленная сотрудниками Национального института образования В. Ф. Русецким и В. И. Короткевичем. Было отмечено, что данный план носит открытый характер, каждый желающий имеет право внести свои предложения для его дополнения. Преамбулу к плану педагоги могут использовать в работе как презентационный материал для объяснения учащимся и их родителям, что такое СЭН, для чего необходимо их формировать.

Логичным продолжением начатого разговора стал доклад специалиста Республиканского института профессионального образования С. Р. Бутрим, в котором были определены ключевые навыки для социально-эмоционального развития учащихся колледжей по итогам проведенных фокус-групп, панельных дискуссий с учащимися, консультаций с педагогами. Светлана Ришардовна раскрыла пути работы по совершенствованию СЭН на уровне среднего специального и профессионально-технического образования.

Проблема формирования СЭН учащихся разных возрастов обсуждалась и в кулуарах во время перерыва.

Все участники круглого стола отмечали, что работа по формированию СЭН должна начинаться как можно раньше. Поэтому очень актуальным является разработанный в Национальном институте образования факультатив с интригующим названием «Театр эмоций» для 3(4) и 6(7) классов. Про идею создания такого факультатива и особенности его реализации в занимательной форме рассказали М. Б. Горбунова и Л. В. Адащик. В частности, были продемонстрированы приемы формирования мотивации развития СЭН, отдельные элементы занятий, формы организации рефлексии и др. Необходимость проведения таких занятий была поддержана педагогами, которые уже апробировали некоторые из разработанных материалов. Учителя отмечали, что дети стали лучше понимать друг друга, им стало интереснее учиться.

В дискуссию о необходимости подобных занятий активно включились и учащиеся. Они затронули важную проблему: если нужно было бы выбирать между «Театром эмоций» и «предметным» факультативом в выпускном классе, то выбор пал бы на «предметный», так как это связано с подготовкой к испытаниям с высокой ставкой – ЦЭ и ЦТ. А вот в 6-8 классах очень нужны знания, помогающие понимать свои и чужие эмоции, эффективно взаимодействовать с людьми. Это еще раз подтверждает актуальность предложенного факультатива для учащихся I и II ступеней общего среднего образования.

Потребности подростков в освоении СЭН изучались в проведенных фокус-группах. Результаты этой работы были представлены специалистами Национального института образования И. П. Жоголь-Лабзеевой и А. В. Назарчуком.

Среди наиболее значимых СЭН одиннадцатиклассники назвали следующие:

  • работать над собой, своим характером, формировать у себя правильные привычки;
  • говорить «нет» другим людям, если это необходимо;
  • держать свое слово;
  • контролировать себя, свои эмоции;
  • мотивировать себя для достижения целей, требующих усилий;
  • нести ответственность за свои слова и поступки;
  • понимать и принимать точку зрения другого человека;
  • разрешать конфликтные ситуации.

Девятиклассники также определили самые значимые для них СЭН:

  • извлекать полезный для себя опыт в ситуации неудачи;
  • говорить «нет» другим людям, если это необходимо;
  • вести диалог, договариваться с другими, совместно находить конструктивные решения;
  • анализировать (понимать) поступки других людей, их причины и мотивы;
  • выражать и отстаивать свою точку зрения.

Учащиеся также определили навыки, которые обязательно пригодятся им в будущем, чтобы стать успешными:

  • умения контролировать себя, свои эмоции;
  • навыки самопознания и самомотивации;
  • навыки тайм-менеджмента;
  • навыки деловой переписки;
  • умение правильно выражать свои мысли;
  • умение учитывать точку зрения другого человека.

Не секрет, что эффективность формирования СЭН зависит от слаженности работы родителей, педагогов и администрации учреждений образования. С основными шагами по формированию СЭН присутствовавших познакомил В. И. Короткевич. В его презентации были использованы методические материалы «На пути к успеху: формирование социально-эмоциональных навыков подростков», разработанные специалистами Национального института образования и адресованные педагогическим работникам и родителям. В материалах представлены рекомендации для различных участников образовательного процесса:

администрации учреждений образования, ответственной за создание условий для совершенствования жизненных навыков как учащихся, так и педагогов;

педагогических работников, которые непосредственно взаимодействуют с учащимися;

родителей, которые несут социальную и персональную ответственность за их воспитание.

Опытом формирования СЭН в учреждениях образования поделились представители высшей школы, колледжей, учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи.

В ходе обсуждения все сошлись во мнении, что очень многое зависит от педагога, его мастерства и личного опыта. Поэтому с интересом был воспринят доклад преподавателя Академии последипломного образования Д.Ф. Филатовой об особенностях построения учебной программы повышения квалификации педагогических работников учреждений образования по формированию СЭН обучающихся.

В процессе формирования СЭН очень важно видеть результат своего труда. Одним из интересных продуктов, созданных усилиями Национального института образования и Республиканского института высшей школы, является диагностический инструментарий для изучения сформированности СЭН учащихся подросткового возраста. С опытом создания данного инструментария познакомили И. П. Жоголь-Лабзеева, А. В. Назарчук и В. А. Хриптович.

В ходе кропотливой работы целой команды социологов, ученых-психологов, педагогов была разработана батарея инструментов для диагностики:

  • навыков эмоциональной компетентности (опросники «Диагностика эмоциональных навыков», «Самооценка эмоциональной компетентности», рисуночный тест для подростков «Распознавание эмоций»);
  • навыков коммуникации (опросники «Самооценка коммуникативной компетентности», «Навыки социальной коммуникации», кейсы для изучения компетенций коммуникации);
  • навыков кооперации (опросник «Самооценка компетенций в кооперации», кейсы для изучения компетенций кооперации);
  • общей оценки СЭН («Лист оценки СЭН учащегося», анкета для обучающихся «Социально-эмоциональные навыки и факторы их развития», анкета для родителей обучающихся «Социально-эмоциональные навыки и факторы их развития»).

Каждый желающий участник круглого стола в онлайн-режиме получил возможность оценить свои возможности в распознавании эмоций с помощью рисуночного теста.

Выступающие отметили, что необходимо провести масштабную апробацию предложенных анкет, опросников, тестов и кейсов. Это задача, которая может быть решена в ближайшем будущем.

В завершении круглого стола участники поделились своими впечатлениями от мероприятия, определили пути дальнейшей работы по формированию и совершенствованию СЭН подрастающего поколения для того, чтобы наши учащиеся стали в будущем успешными и конкурентноспособными людьми, а наша страна эффективно развивалась.

НИО

QR-код национального образовательного портала

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

КОНТАКТЫ

 ул. Короля, 16, 220004, г. Минск

         Контакты

         Магазин учебной книги «Адукацыя»

         e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.