МЕНЮ

.

.
МЕНЮ

Социально-эмоциональные навыки в жизни современной молодежи (по результатам исследования мнения учащихся города Минска)

Очень часто молодые люди воспринимают происходящие в жизни события как неподконтрольные, определяемые внешними обстоятельствами, не зная, что ситуацией можно управлять. Любовь, успех, достаток, жизненные трудности и неприятности для подростков, юношей и девушек кажутся случайными. Однако механизмы управления собственной жизнью существуют; главное – их освоить.

Что произойдет, если научиться контролировать свой внутренний мир? Поможет ли эта способность гармонизировать настоящее и построить счастливое будущее? Нужны ли юношам и девушкам ХХІ века социально-эмоциональные навыки? От чего зависит достижение успеха в жизни?

Эти и другие вопросы были в центре внимания в процессе проведения трех фокус-групп с учащимися ІХ и ХІ классов гимназий и школ города Минска.

Фокус-группы – качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством группового интервью: несколько человек под руководством модератора обсуждают определенную тему, высказывают мнение относительно предлагаемых модератором вопросов, обмениваются идеями и соображениями, возникающими по ходу обсуждения.

Целью проведения фокус-групп стало изучение актуальных для учащихся потребностей, связанных с формированием социально-эмоциональных навыков, и представлений о том, какие из навыков играют наиболее важную роль в успешной социализации (что важно для молодых людей в настоящее время, что будет востребовано в будущем; что уже развито, что хотелось бы развить; что или кто может помочь в развитии).

Для проведения исследования Ириной Петровной Жоголь-Лабзеевой, заместителем начальника управления мониторинга качества образования Национального института образования, был подготовлен сценарий (гайд) с четко обозначенными этапами и вопросами.

Как показали результаты фокус-групп, учащиеся ІХ классов считают наиболее значимыми для собственной жизнедеятельности следующие умения:

– извлекать полезный для себя опыт в случае неудачи;

– вести диалог, договариваться с другими участниками коммуникации (совместно находить конструктивные решения);

– говорить «нет», чтобы не действовать в ущерб себе, не противоречить здравому смыслу;

– анализировать (понимать) поступки других людей, причины и мотивы этих поступков;

– выражать и отстаивать собственную точку зрения;

– защищать собственные интересы;

– изучать свой внутренний мир, анализировать его особенности;

– отвечать за слова, поступки, результаты деятельности.

Учащимися ХІ классов в качестве наиболее актуальных социально-эмоциональных навыков были обозначены такие, как:

– работа над собой, своим характером;

– выработка полезных привычек;

– готовность и способность при необходимости высказывать несогласие с другими людьми;

– принятие ответственности за собственные слова и поступки;

– эмоциональный самоконтроль;

– мотивация себя на достижение целей, требующих усилий;

– понимание и принятие точки зрения другого;

– решение конфликтных ситуаций.

В процессе общения с учащимися прослеживалось понимание молодыми людьми значимости социально-эмоциональных навыков, желание их формировать и совершенствовать. Очевидно, что «плыть по течению» не входит в планы молодежи, которая намерена управлять своей жизнью. Среди возможностей формирования необходимых для жизни навыков юноши и девушки указывали дополнительное образование (кружки, секции, тренинги и др.). Среди наиболее актуальных проблем, с которыми сталкивается современная молодежь, были выделены буллинг и кибербуллинг. Также была отмечена значимость эмоциональной поддержки и понимания со стороны взрослых, важность теплых, а не формальных семейных отношений.

В качестве наиболее ярких, по представлению учащихся, признаков успешной личности указывались целеустремленность, высокая самооценка, оптимизм, креативность, открытость новому, самообладание. Эти и другие качества личности нашли отражение в образах идеальной девушки и идеального юноши ХХІ века. Ребятам была предоставлена возможность обсудить свои представления в микрогруппах и презентовать результаты работы в виде рисунков и словесного описания.

Результаты проведения фокус-групп подтвердили заинтересованность молодежи в формировании социально-эмоциональных навыков для успешного будущего, актуализировали значимость разработки научно-методического обеспечения формирования и диагностики у подрастающего поколения данных навыков. Позитивное отношение учащихся к рассматриваемому вопросу очень важно, так как социально-эмоциональные навыки влияют не только на академическую успеваемость и персональную успешность, но и физическое, психическое, социальное здоровье общества, его экономические результаты, что отвечает целям устойчивого развития страны.

Исследование социально-эмоциональных навыков учащейся молодежи проводится специалистами Национального института образования при поддержке Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.

НИО

QR-код национального образовательного портала

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

КОНТАКТЫ

 ул. Короля, 16, 220004, г. Минск

         Контакты

         Магазин учебной книги «Адукацыя»

         e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.