Очень часто молодые люди воспринимают происходящие в жизни события как неподконтрольные, определяемые внешними обстоятельствами, не зная, что ситуацией можно управлять. Любовь, успех, достаток, жизненные трудности и неприятности для подростков, юношей и девушек кажутся случайными. Однако механизмы управления собственной жизнью существуют; главное – их освоить.
Что произойдет, если научиться контролировать свой внутренний мир? Поможет ли эта способность гармонизировать настоящее и построить счастливое будущее? Нужны ли юношам и девушкам ХХІ века социально-эмоциональные навыки? От чего зависит достижение успеха в жизни?
Эти и другие вопросы были в центре внимания в процессе проведения трех фокус-групп с учащимися ІХ и ХІ классов гимназий и школ города Минска.
Фокус-группы – качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством группового интервью: несколько человек под руководством модератора обсуждают определенную тему, высказывают мнение относительно предлагаемых модератором вопросов, обмениваются идеями и соображениями, возникающими по ходу обсуждения.
Целью проведения фокус-групп стало изучение актуальных для учащихся потребностей, связанных с формированием социально-эмоциональных навыков, и представлений о том, какие из навыков играют наиболее важную роль в успешной социализации (что важно для молодых людей в настоящее время, что будет востребовано в будущем; что уже развито, что хотелось бы развить; что или кто может помочь в развитии).
Для проведения исследования Ириной Петровной Жоголь-Лабзеевой, заместителем начальника управления мониторинга качества образования Национального института образования, был подготовлен сценарий (гайд) с четко обозначенными этапами и вопросами.
Как показали результаты фокус-групп, учащиеся ІХ классов считают наиболее значимыми для собственной жизнедеятельности следующие умения:
– извлекать полезный для себя опыт в случае неудачи;
– вести диалог, договариваться с другими участниками коммуникации (совместно находить конструктивные решения);
– говорить «нет», чтобы не действовать в ущерб себе, не противоречить здравому смыслу;
– анализировать (понимать) поступки других людей, причины и мотивы этих поступков;
– выражать и отстаивать собственную точку зрения;
– защищать собственные интересы;
– изучать свой внутренний мир, анализировать его особенности;
– отвечать за слова, поступки, результаты деятельности.
Учащимися ХІ классов в качестве наиболее актуальных социально-эмоциональных навыков были обозначены такие, как:
– работа над собой, своим характером;
– выработка полезных привычек;
– готовность и способность при необходимости высказывать несогласие с другими людьми;
– принятие ответственности за собственные слова и поступки;
– эмоциональный самоконтроль;
– мотивация себя на достижение целей, требующих усилий;
– понимание и принятие точки зрения другого;
– решение конфликтных ситуаций.
В процессе общения с учащимися прослеживалось понимание молодыми людьми значимости социально-эмоциональных навыков, желание их формировать и совершенствовать. Очевидно, что «плыть по течению» не входит в планы молодежи, которая намерена управлять своей жизнью. Среди возможностей формирования необходимых для жизни навыков юноши и девушки указывали дополнительное образование (кружки, секции, тренинги и др.). Среди наиболее актуальных проблем, с которыми сталкивается современная молодежь, были выделены буллинг и кибербуллинг. Также была отмечена значимость эмоциональной поддержки и понимания со стороны взрослых, важность теплых, а не формальных семейных отношений.
В качестве наиболее ярких, по представлению учащихся, признаков успешной личности указывались целеустремленность, высокая самооценка, оптимизм, креативность, открытость новому, самообладание. Эти и другие качества личности нашли отражение в образах идеальной девушки и идеального юноши ХХІ века. Ребятам была предоставлена возможность обсудить свои представления в микрогруппах и презентовать результаты работы в виде рисунков и словесного описания.
Результаты проведения фокус-групп подтвердили заинтересованность молодежи в формировании социально-эмоциональных навыков для успешного будущего, актуализировали значимость разработки научно-методического обеспечения формирования и диагностики у подрастающего поколения данных навыков. Позитивное отношение учащихся к рассматриваемому вопросу очень важно, так как социально-эмоциональные навыки влияют не только на академическую успеваемость и персональную успешность, но и физическое, психическое, социальное здоровье общества, его экономические результаты, что отвечает целям устойчивого развития страны.
Исследование социально-эмоциональных навыков учащейся молодежи проводится специалистами Национального института образования при поддержке Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
НИО