24 мая 2023 года в рамках реализации проекта Национального института образования и Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь состоялось расширенное заседание экспертной группы с участием широкой педагогической общественности. Данное мероприятие входит в серию мероприятий по разработке концептуальных основ и научно-методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков детей и учащейся молодежи. В повестку дня вошли вопросы разработки плана по формированию социально-эмоциональных навыков детей и учащейся молодежи на 2023–2026 годы.
Модераторами встречи выступили начальник управления мониторинга качества образования Короткевич Вячеслав Иванович и заведующий сектором сопровождения международных исследований качества образования, кандидат педагогических наук, доцент Горбунова Мария Борисовна.
В мероприятии приняли участие специалист ЮНИСЕФ по вопросам образования Ирина Миронова, международные эксперты, представители учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования, институтов развития образования, Академии последипломного образования, Республиканского института профессионального образования, Республиканского института высшей школы, Республиканского центра экологии и краеведения, Национального центра художественного творчества детей и молодежи, Национального детского технопарка.
Открыла заседание заместитель директора института по научно-исследовательской работе, доктор педагогических наук, доцент Зеленко Ольга Владимировна, которая обратила внимание на актуальность формирования социально-эмоциональных навыков (СЭН) не только у детей и молодежи, но и у взрослых людей. Становится очевидным, что для обретения человеком гармонии с самим собой и другими людьми, сохранения психологического благополучия, достижения успеха в различных сферах жизни нужны определенные навыки, среди которых особую роль приобретают, навыки эмоциональной регуляции, коммуникации и кооперации.
Вниманию участников мероприятия был предложен текст преамбулы к плану по формированию социально-эмоциональных навыков детей и учащейся молодежи на 2023–2026 годы, представляющий ответы на следующие вопросы:
- Зачем формировать СЭН у детей и учащейся молодежи?
- Чем вызвана необходимость формирования СЭН в XXI веке?
- Что такое СЭН?
- Что дают человеку и обществу СЭН?
- Какова структура СЭН?
- Какими подходами и принципами следует руководствоваться при формировании СЭН?
- Какие риски следует принять в расчет при формировании СЭН?
Предметом обсуждения стали также направления совершенствования образовательной практики с позиции формирования у детей и учащейся молодежи социально-эмоциональных навыков. В качестве разделов плана были предложены и рассмотрены: развитие кадрового потенциала, разработка научно-методического обеспечения, совершенствование информационно-ресурсного обеспечения, совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия и другие.
Важной частью встречи слала профессиональная дискуссия, позволившая обсудить проблему социально-эмоционального развития применительно к разным возрастным группам, разным учреждениям образования, разным субъектам образовательных отношений.
НИО