Тема НИР |
Организация-исполнитель, научный руководитель |
Сроки исполнения |
Результаты |
Внедрение |
Выполнение НИР, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь |
||||
Научно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями
№ ГР 20090882
|
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Ковалец И. В., |
2009–2010 |
2009 год Научно-теоретическое обоснование содержания коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. Методические рекомендации по психологическому изучению детей с аутистическими нарушениями. Методические рекомендации по организации образовательного пространства для детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. Методические рекомендации по формированию поведения детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. 2010 год Теоретическое обоснование содержания методического обеспечения коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями. Макетный образец программы коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР (1–4 классы). Коммуникативный альбом по организации взаимодействия детей с аутистическими нарушениями с окружающими. Методические рекомендации для педагогов по эмоциональному развитию детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. Методические рекомендации для педагогов по организации работы с родителями детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в ЦКРОиР. Методические рекомендации по содержанию работы педагогов-психологов с детьми с аутистическими нарушениями в условиях ЦКРОиР (техники и приемы). Макетный образец пособия для педагогов «Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с аутистическими нарушениями в условиях ЦКРОиР». |
Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями: пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – Минск : Народная асвета, 2014. – 174 с.
Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом): пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – 2-е изд. – Минск : Народная асвета, 2017. – 176 с. Ковалец, И. В. Программа для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с аутистическими нарушениями // Программы для специальных учреждений образования / И. В. Ковалец. – Минск: НИО, 2010. – С. 3–27. Ковалец, И. В. Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями / И. В. Ковалец // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 1(6). – С. 88–91. Ковалец, И.В. Оценка качества методик коррекционной работы с детьми дошкольного возраста / И. В Ковалец, Т. Л. Лещинская // Педагогическая наука и образование. – 2015. –№ 4. – С. 84–93. Ковалец, И. В. Алогоритм организации выездного отдыха детей с аутизмом: шесть адаптирующих шагов / И. В Ковалец // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 2. – С. 46–49. |
Разработать научно-методическое обеспечение образовательного процесса с детьми, имеющими аутистические нарушения
№ ГР 20140731
|
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Ковалец И. В., |
2014 |
Научно-теоретическое обоснование модели и модель учреждения специального образования для детей с аутистическими нарушениями. Проект положения об учреждении специального образования для детей с аутистическими нарушениями. Проект квалификационной характеристики и функциональных обязанностей ассистента, сопровождающего ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе
|
Лещинская, Т. Л. Дети с аутистическими нарушениями / Т. Л. Лещинская // Белорусская педагогическая энциклопедия (в двух томах). – Том 1: А – М. – Минск: «Адукацыя i выхаванне», 2015. – С. 334–335.
Ковалец, И. В. Модель учреждения специального образования для лиц с аутистическими нарушениями / И. В Ковалец // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 3(8). – С. 72–77.
Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в 2016/2017 учебном году. Некоторые аспекты деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Работа с детьми с аутистическими нарушениями. – № 16. – С. 45–51.
Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Организация образовательного процесса с детьми с аутистическими нарушениями. – № 15. – С. 39–44; 49–56. |
Научно-методическое обоснование и разработка модели ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с аутистическими нарушениями
№ ГР 20151440
|
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»
Хитрюк В. В., |
2015 |
Анализ теоретических исследований и опыта зарубежных стран по ресурсному обеспечению инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Содержание, структура и принципы разработки ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Модель ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Макетные образцы научно-методических материалов ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра |
Разработаны и утверждены программы курсов повышения квалификации: 1. «Специфика коррекционно-образовательного процесса с детьми с расстройством аутистического спектра» для педагогов-психологов учреждений образования (разработчики В. В. Хитрюк, доктор педагогических наук, доцент; Е. А. Лемех, кандидат психологических наук, доцент.) 2. «Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего индивидуальное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» для воспитателей индивидуального сопровождения (разработчик О. Ю. Светлакова) 3. «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» для учителей-дефектологов учреждений общего среднего образования (разработчик О. Ю. Светлакова). 4. «Коррекционно-развивающая работа учителя дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» для учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования (разработчик Е. М. Ишмуратова, кандидат педагогических наук). В ИПКиП БГПУ реализованы курсы повышения квалификации (15.11.2021 по 19.11.2021) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутистическими нарушениями». Перечисленные выше учебные программы будут использованы при повышении квалификации педагогических работников в ИПКиП БГПУ по следующим курсам: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутистическими нарушениями»; «Теория и практика организации коррекционных занятий с детьми с особенностями психофизического развития»; «Специфика коррекционно-образовательного процесса с детьми с расстройством аутистического спектра»; «Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего индивидуальное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»; «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»; «Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра». |
Разработать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
№ ГР 20190521 |
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Брыкова А. С., |
2019 |
Научно-теоретические основы содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Макетный образец содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. 2. Макетный образец содержания коррекционных занятий по формированию навыков коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра |
В 2020–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» Научный руководитель: Брыкова А. С., к.психол.н., доцент
Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития и факторами риска в развитии : учеб.-метод. пособие для пед. работников учреждений образования, реализующих образовательные программы спец. образования на уровне дошк. образования / С. Н. Феклистова [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2022. 248 с.
В 2021–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» Научные руководители: Феклистова С. Н., Былино М. В.,
Брыкова, А. С. Подходы к определению содержания коррекционных занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста / А. С. Брыкова, В. Э. Гаманович, О. В. Даливеля // Спецыяльная адукацыя. – 2019. – № 5. – С. 16–20.
Гаманович, В. Э. Содержательно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы по формированию навыков социального поведения у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста / В. Э. Гаманович, А.С. Брыкова, О. В. Даливеля // Адукацыя i выхаванне. – 2020. – № 1. – С. 17–27.
Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра: монография / В. В. Хитрюк [и др.]; под науч. ред. В.В. Хитрюк, А. А. Нестеровой. – Минск : БГПУ, 2020. – 208 с.
Брыкова, А. С. Как помочь ребенку с аутизмом. Формирование социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия у детей с аутистическими нарушениями / С. К. Жук, В. П. Гяч, А. С. Брыкова // Образование Минщины. – 2021. – № 6 (95). – С. 46–48.
Брыкова, А. С. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. С. Брыкова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч.-методич. ст./ Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 35–37.
Подготовлен макет учебно-методического пособия «Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями» (находится на рецензировании). |
Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода
№ ГР 20191004
|
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Лисовская Т. В., Феклистова С. Н., |
2019–2020 |
Методические рекомендации к разработке и реализации индивидуальных программ ранней комплексной помощи детям с фактором риска (расстройствами аутистического спектра) в развитии в условиях учреждения образования и в семье. Разноуровневое содержание учебной программы для воспитанников дошкольного возраста, в том числе детей с ОПФР (в том числе с РАС), учитывающее их образовательные возможности и потребности, по образовательным областям: «Физическая культура»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Элементарные математические представления»; «Художественная литература»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Подготовка к обучению грамоте». |
Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития и факторами риска в развитии : учеб.-метод. пособие для пед. работников учреждений образования, реализующих образовательные программы спец. образования на уровне дошк. образования / С. Н. Феклистова [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2022. 248 с.
В 2021–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» Научные руководители: Феклистова С. Н., д.п.н., доцент, Былино М. В., к.п.н., доцент |
«Разработать психолого-педагогический инструментарий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
№ ГР 20201104
|
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Баль Н. Н., |
2020 |
Современные подходы к организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в условиях современной образовательной практики Республики Беларусь. Структурно-содержательная модель деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в современных условиях и концептуальные основания дифференциации инструментария для обследования детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по выбору и использованию психолого-педагогического инструментария для обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с учетом их разных ограничений (сенсорных, двигательных, речевых, когнитивных, эмоциональных, сочетанных) и возможностей. Диагностический инструментарий, обеспечивающий решение задач каждого этапа обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (оценки запроса, жалобы законными представителями ребенка и сбора анамнеза; изучения особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования; изучения ребенка в специально организованных условиях; «диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка). |
В 2021 году осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация психолого-педагогического инструментария обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в психолого-медико-педагогической комиссии»
Научный руководитель: Баль Н. Н., к.п.н. доцент
Баль, Н. Н. Изменение концептуальных оснований деятельности психолого-медико-педагогической комиссии как основа реорганизации ее деятельности в современных условиях / Н. Н. Баль, Е. А. Лемех, С. Н. Феклистова, И. В. Филипович // Особенные дети: образование и социализация: VІ Междунар. конгресс по специальной педагогике и психологии. – Запорожье: Изд-во Хортицкой нац. академии, 2020. – С. 37–39.
Баль, Н. Н. Модели деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в современных условиях / Н. Н. Баль, И. В. Филипович // // Спецыяльная адукацыя. – 2020. – № 6. – С. 24–30. |
«Разработать научно-методическое обеспечение дифференциации образования учащихся с особенностями психофизического развития на I ступени общего среднего образования в контексте реализации принципа инклюзии в образовании» № ГР 20211727 |
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Хруль О. С., Феклистова С. Н., |
2021–2022 |
Диагностический инструментарий для изучения актуального уровня сформированности компонентов учебной деятельности у обучающихся с ОПФР (в том числе с РАС). Алгоритмы разработки календарно-тематического планирования по основным учебным предметам для учащихся с ОПФР (в том числе с РАС) на I ступени общего среднего образования в контексте принципа инклюзии. Макетные образцы методических рекомендаций по адаптации учебного материала для учащихся с ОПФР (в том числе с РАС) по основным учебным предметам на I ступени общего среднего образования в контексте принципа инклюзии. Методические рекомендации по обеспечению дифференциации образовательного процесса в ходе организации самостоятельной работы учащихся с РАС. |
Подготовлено к изданию пособие для педагогических работников учреждений общего среднего и специального образования «Дифференциация образования учащихся с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзии» под ред. О. С. Хруль. Планируемый срок издания – 2023 г.
|
«Разработать научно-методическое обеспечение дифференциации образования учащихся с особенностями психофизического развития на I ступени общего среднего образования в контексте реализации принципа инклюзии в образовании» (Рег. № 20211727).
|
НИО; научные руководители: Хруль О.С., доктор педагогических наук, доцент Феклистова С.Н., доктор педагогических наук, профессор |
2020–2022 |
Научные и практические результаты выполнения НИР отражены в пособиях для педагогических работников: Дифференциация образования учащихся с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзии : пособие для пед. работников учреждений общ. сред. и спец. образования / О. С. Хруль [и др.]. – Минск : Национальный институт образования, 2023. – 264 с.
Технологизация инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития : пособие для пед. работников учреждений общ. сред. и спец. образования / Т. Н. Юрок [и др.]. – Минск : Национальный институт образования, 2023. – 256 с. |
Пособия для педагогических работников будут размещены на национальном образовательном портале в 2024 г. |
ОНТП «Качество образования» |
||||
Задание 07. Разработать содержание и научно-методическое обеспечение коррекционной работы на уровне дошкольного образования лиц с особенностями психофизического развития
№ ГР 20150849 |
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Ковалец И. В., |
2015–2017 |
2016 год Теоретические обоснования составов коррекционных занятий с воспитанниками в возрасте от 1 года до 7 (8) лет: с аутистическими нарушениями; с аутистическими нарушениями в сочетании с нарушениями речи; с аутистическими нарушениями в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. |
На пути к инклюзии: сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе: пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – Минск: Издательский центр БГУ, 2017. – 187 с. |
Проекты, разрабатываемые на конкурсной основе (Грант Министерства образования Республики Беларусь) |
||||
Грант БРФФИ–РФФИ «Психосоциальная модель и механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» Договор № ГР18Р-071
|
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Хитрюк В. В., |
|
Психосоциальная модель и описаны механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра.
|
Издана монография: Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра : монография / В. В. Хитрюк [и др.] ; под науч. ред. В. В. Хитрюк, А. А. Нестеровой. – Минск : БГПУ, 2020. – 208 с. Проведен цикл вебинаров (всего – 6, в период с 11.11.2020 по 27.11.2020) совместно с БелМАПО и ЮНИСЕФ, выступление «Стратегии работы по преодолению стигматизации детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования». |
Разработать научно-методическое обеспечение формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции.
№ ГР 20200612 |
Ответственный исполнитель – Обуховская Е. А.
Руководитель – Крюковская Н. В., к.п.н., доцент |
2020 |
Модель формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции. Карта наблюдения за сформированностью социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями. Методические рекомендации по реализации модели сенсорной интеграции по формированию социально-коммуникативных навыков у воспитанников 6–8 лет с аутистическими нарушениями на основе использования дидактического альбома в условиях ЦКРОиР. Дидактический альбом для формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями. |
Крюковская, Н. В. Формирование социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие / Н. В. Крюковская, Е. А. Обуховская. – Гродно: ГрГУ, 2021. – 79 с.
|
Международные проекты |
||||
Проект ЮНИСЕФ «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» |
НИО; координаторы проекта: Хруль О .С., |
2022–2025 |
17 января 2023 г. проведен круглый стол «Национальная стратегия развития инклюзивного образования и план ее реализации» с участием специалистов Министерства образования Республики Беларусь, БГПУ, РИПО, РИВШ, представителей общественных организаций, родительской общественности (в том числе законный представитель ребенка с РАС). В 2023 году разработано научно-методическое обеспечение работы с семьей: подготовлены информационные материалы (буклеты, брошюры, пособие, методические рекомендации для родителей по воспитанию в семье детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с РАС) |
Национальная стратегия развития инклюзивного образования будет внедрена в соответствии с планом реализации, начиная с 2024 г. В 2024 году информационные материалы для родителей будут размещены на национальном образовательном портале в виде: – буклетов, брошюр для родителей по воспитанию в семье детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с РАС (авторы-составители: Хруль О. С., Рахманова Е. В.); – книги для родителей «Родителям о разных детях» (авторы-составители: Хруль О. С., Стуканов В. Г.); – методических рекомендаций для родителей «Родителям о разных детях: советы и рекомендации» (авторы-составители Хруль О. С., Стуканов В. Г.)
|
Экспериментальная деятельность |
||||
Наименование экспериментального проекта |
Организация- исполнитель, научный руководитель |
Сроки реализации |
Цель экспериментальной деятельности |
Экспериментальные площадки |
Апробация содержания коррекционных занятий для учащихся с РАС на I ступени общего среднего образования |
НИО; научный руководитель Брыкова А. С., доцент кафедры педагогики и психологии Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент
|
2023–2024 |
Апробировать содержание коррекционных занятий для учащихся с РАС на I ступени общего среднего образования, определить его эффективность в коррекционно-образовательном процессе |
ГУО «Специальная школа № 1 г. Бреста»; «Средняя школа № 7 г. Барановичи»; «Средняя школа № 8 г. Витебска им. А. М. Испенкова», «Средняя школа № 62 г. Гомеля»; «Средняя школа № 10 г. Слонима»; «Средняя школа № 18 г. Борисова»; «Средняя школа № 20 г. Могилева»; «Средняя школа № 15 г. Минска»; «Средняя школа № 51 г. Минска»; «Средняя школа № 98 г. Минска», «Средняя школа № 177 г. Минска» |
Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования |
НИО; наручный руководитель: Светлакова О. Ю., заведующий кафедрой коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук
|
2023–2024 |
Экспериментальным путем проверить эффективность модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение ребенка с РАС в учреждениях образования Республики Беларусь |
ГУО «Специальная школа-интернат № 10 г. Минска»; «Специальная школа № 11 г. Минска»; «Средняя школа № 180 г. Минска»; «Детский сад № 150 г. Минска»; «Средняя школа №18 г. Борисова»; «Вилейский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»; «Начальная школа № 6 г. Вилейки»; «Детский сад № 7 г. Жодино»; «Детский сад № 62 г. Гродно»; «Средняя школа № 22 г. Гродно»; «Средняя школа № 41 г. Гродно»; «Специальная школа г. Гродно»; «Детский сад № 2 г. Волковыска»; «Детский сад № 10 г. Лиды»; «Средняя школа № 4 г. Лиды»; «Детский сад № 22 г. Речицы»; «Средняя школа № 10 г. Речицы»; «Специальная школа № 1 г. Бреста»; «Детский сад № 51 г. Бреста»; «Детский сад № 40 г. Бреста»; «Детский сад № 45 г. Витебска»; «Детский сад № 19 г. Кричева»; «Средняя школа № 20 г. Могилева»; «Средняя школа № 3 г. Горки» |
Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности |
НИО; научный руководитель: Лисовская Т. В., профессор кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор |
2023–2024 |
Апробация экспериментальной учебной программы дошкольного образования (в том числе в учреждениях дошкольного образования, в которых совместно получают образование нормотипичные дети и воспитанники с ОПФР, в т. ч. с РАС) |
ГУО «Ясли-сад № 83 г. Бобруйска»; «Ясли-сад № 79 г. Витебска»; «Ясли-сад № 1 г. Глубокое «Вишневая сказка»; «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева»; «Ясли-сад № 3 г. Могилева»; «Ясли-сад № 6 г. Волковыска»; «Ясли-сад № 10 г. Пинска»; «Ясли-сад № 51 г. Гродно»; «Ясли-сад № 24 г. Лиды»; «Ясли-сад № 28 г. Орша»; «Ясли-сад № 8 г. Барановичей»; «Ясли-сад № 4 г. Щучина»; «Ясли-сад № 6 г. Иваново»; «Ясли-сад № 20 г. Кобрина»; «Ясли-сад № 3 г. Мозыря»; «Ясли-сад № 7 г. Рогачева»; «Довский ясли-сад Рогачевского района»; «Дошкольный центр развития ребенка «Медуница» г. Гомеля»; «Ясли-сад № 19 г. Борисова»; «Ясли-сад № 2 агрогородка Лесной» Минского района; «Дошкольный центр развития ребенка г. Дзержинска»; «Ясли-сад № 541 г. Минска»; «Ясли-сад № 321 г. Минска»; «Специальный детский сад г. Могилева»; «Специальный детский сад № 64 г. Витебска»; «Специальный детский сад № 5 г. Гродно»; «Специальный детский сад № 3 г. Волковыска»; «Специальный детский сад № 2 г. Молодечно» Минской области; «Специальный детский сад № 15 г. Гомеля»; «Специальный детский сад № 469 г. Минска»; «Специальный детский сад № 407 г. Минска»
|
Апробация методического обеспечения модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития, как субъекта образовательного процесса |
НИО; научный руководитель: Коляда О. П., старший научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования, кандидат педагогических наук |
2023–2024 |
Определить эффективность модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР (в т. ч. детей с РАС), как субъекта образовательного процесса с учетом выделенных особых образовательных потребностей семей в разных областях |
ГУО «Детский сад № 270 г. Минска», «Волковысский районный Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат», «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района», «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Стимул» г. Бреста», «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района», «Детский сад № 46 г. Бреста», «Детский сад № 1 г. Ляховичей», «Слуцкий районный Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», «Детский сад № 19 г. Слуцка» |