В нормах оценки учебной деятельности учащихся по русскому и белорусскому языкам (2010 г.) (II и III ступень общего среднего образования) предусматривался такой вид работы, как диктант с дополнительными заданиями (не грамматическими, поскольку это могли быть задания, имеющие творческий характер). За диктант с дополнительными заданиями выставлялись две отметки - за каждый вид работы.
В новых нормах оценки (II и III ступень общего среднего образования) такой вид работы рассматривается как комплексная работа, которая представляет собой сочетание разных типов заданий: текстовой части и дополнительных заданий к тексту. Каждая часть оценивается по критериям оценки соответствующего вида работы.
Если текстовая часть представляет собой диктант (в том числе текст с пропусками на месте орфограмм и пунктограмм), она оценивается по критериям оценки текстовых диктантов. Если текстовая часть предполагает изложение (подробное, сжатое, выборочное), она оценивается по критериям оценки творческой работы. Если дополнительные задания к тексту представлены в тестовой форме, они оцениваются по критериям оценки тестовых работ. Если дополнительные задания носят творческий характер, они оцениваются по критериям оценки творческой работы.
За комплексную работу выставляется одна отметка - среднее арифметическое отметок за каждую часть (с учетом правил математического округления).
Тематический контроль по учебному предмету «Литературное чтение» осуществляется в устной и письменной формах. Форма тематического контроля определяется учителем.
Устная форма контроля предполагает ответы учащихся на вопросы учителя и выполнение практических заданий с текстом. Для оценки сформированности читательских умений используются нормы оценки навыка чтения вслух и устного ответа по содержанию прочитанного произведения (согласно таблице 1 п. 15 Методических указаний по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам).
Письменная форма контроля осуществляется при выполнении учащимися комплексной работы, которая состоит из текста и заданий. Для оценки комплексной работы используется таблица 4 п. 15 Методических указаний по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.
При проведении тематического контроля используются следующие способы записей в классный журнал:
Контрольная работа по теме «...».
Самостоятельная работа по теме «...».
В соответствии с МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубаем 15 сентября 2022 г.):
Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы теме и основной мысли (для изложений: соответствие работы теме и основной мысли авторского текста);
полнота и глубина раскрытия темы;
самостоятельность написания творческой работы;
правильность изложения фактического материала;
соблюдение связности, логичности, последовательности предложений и частей в тексте сочинения/изложения.
Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Таким образом, если учащийся написал треть или четверть работы, то он не выполнил требований, предъявляемых к написанию подробного изложения, что и должно быть отражено при выставлении первой отметки. При выставлении второй отметки (за грамотность) учитывается количество допущенных орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Если учащийся допустил только 2 орфографические ошибки, то вторая отметка выставляется в соответствии с нормами оценки творческих работ (8 баллов).
Ответ. Допускается проведение индивидуально поддерживающих занятий для несовершеннолетнего иностранного гражданина, испытывающего трудности в изучении учебного предмета «Белорусский язык» (основание – часть вторая пункта 51 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322). Если несовершеннолетний иностранный гражданин получает образование в Республике Беларусь не первый год, он должен изучать учебный предмет «Белорусский язык», проходить аттестацию и сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования (основание – пункт 7 Інструкцыі аб парадку вывучэння беларускай і рускай моў замежнымі грамадзянамі і асобамі без грамадзянства, якія часова знаходзяцца або часова пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 28).
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Белорусский язык» может не проводиться по решению педагогического совета на протяжении I полугодия, если несовершеннолетний иностранный гражданин не смог в полном объеме освоить учебную программу (основание – пункт 8 Інструкцыі аб парадку вывучэння беларускай і рускай моў замежнымі грамадзянамі і асобамі без грамадзянства, якія часова знаходзяцца або часова пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 28).
Ответ. В соответствии с пунктом 14 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 №184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» итоговая отметка за четверть по учебному предмету выставляется при наличии не менее трех отметок и определяется как среднее арифметическое.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся по основам изготовления швейных изделий определены не в нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по трудовому обучению, а в учебной программе, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 18.07.2023 №196 «Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» для V–IX классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания» https://adu.by/images/2023/11/up-obsluzh-trud-5-9kl-rus.pdf, учебном пособии «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» Шарапова, В. Е., Сысоева, И. А. (5кл.), 2017 г.
По результатам обучения учащиеся должны:
уметь: определять в ткани направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани; разрабатывать эскиз швейного изделия, выполнять подбор материалов, выбирать вид отделки; снимать мерки, строить чертеж швейного изделия; выполнять моделирование, изготавливать выкройку, рассчитывать количество ткани на изготовление швейного изделия; выполнять влажно-тепловые работы, подготовку ткани и ее раскрой; выполнять ручные строчки временного назначения прямыми стежками; подготавливать бытовую швейную машину к работе, работать на заправленной швейной машине; выполнять машинные швы; изготавливать швейное изделие, выполнять окончательную обработку швейного изделия;
знать и понимать: правила безопасного поведения в кабинете для занятий швейным делом; смысл понятий: швейное изделие, волокно, пряжа, ткань, кромка, ширина ткани, эскиз, мерки, чертеж, раскрой, стежок, строчка; строение ткани, особенности полотняного переплетения, отличия лицевой и изнаночной сторон ткани; терминологию влажно-тепловых, ручных и машинных работ.
На основании сформированных умений учитель определяет отметку за изготовление конкретного изделия (в данном случае мешка) с учетом технологических требований к изготовлению изделия и требований к отметке в баллах по десятибалльной шкале:
отметка «7» выставляется за выполнение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) практической работы по технологической документации в соответствии с технологическими требованиями, с соблюдением правил безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены;
отметка «8» выставляется за самостоятельное выполнение практической работы по технологической документации в соответствии с технологическими требованиями, с соблюдением правил безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены.
(Основание: Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь от 15.09.2022)).