Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«АКАДЭМІЯ АДУКАЦЫІ»
МЕНЮ

.

.
МЕНЮ

Гуманитарное сотрудничество: краткий обзор реализованных проектов за 2023 год

Сотрудничество в гуманитарном направлении позволило в 2023 году реализовывать более 110 мини-проектов по всей стране. В кратком обзоре официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by приводит примеры лишь некоторых из них.

Важным объединяющим началом для ряда учреждений Гродненской, Минской, Могилевской и Гомельской областей стало воплощение в жизнь множества интересных детских проектов.

В текущем году появились «Тренажеры безопасности» в рамках одноименного проекта в гимназии № 1 г. Островца. На базе данного учреждения открыли познавательно-образовательный интерактивный ресурсный центр «Школа безопасности». Ребята через виртуальное погружение в среду, имитирующую чрезвычайные ситуации, могут углубленно изучить материал за счет повышения эмоционального восприятия моделируемой обстановки. Замысел проекта направлен на повышение эффективности обучения учащихся учреждений образования Островецкого района основам безопасности жизнедеятельности, радиационной и ядерной безопасности, правильным действиям при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

Также необычный подход применяют в гимназии № 1 к изучению географии, где разработали проект «Географический диктант», целью которого является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии Беларуси среди обучающихся. Географический диктант ежегодно проводится в онлайн-режиме – это серия мероприятий в рамках шестого школьного дня, для проведения которых привлекаются учащиеся 8–11-х классов гимназии, а также других учреждений образования. Реализация проекта дает возможность разнообразить формы работы в шестой школьный день для ребят всего района, способствует повышению их уровня географических знаний, личностному развитию и развитию творческих способностей, а также содействует воспитанию ценностного отношения к окружающей среде, любви к родному краю.

С каждым годом число участников проектов растет, расширяются их направления, целевая аудитория. Так, открытие в детском саду № 4 образовательного STEAM-центра содействует адаптации детей дошкольного возраста к современной образовательной среде, позволяет изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность, повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах STEAM-образования. Пространство комнаты используется для проведения мастер-классов, занятий с детьми, педагогами и родителями.

 

Более увлекательным и познавательным стало наблюдение за погодными явлениями в одном из детских садов г. Минска, где в рамках гуманитарного проекта организовано интерактивное пространство для предметно-исследовательской деятельности воспитанников.

Оснащение территории детского сада специальным оборудованием – термометр, барометр, флюгер, ветровой рукав, солнечные часы, визуализатор погоды, осадкомерный стакан, снегомерная линейка, гигрометр; проведенный семинар-практикум «Метеостанция в детском саду – наблюдаем, экспериментируем, играем», безусловно, позволяют сделать наблюдение за погодой более привлекательным и интересным для детей. Дошкольники учатся самостоятельно определять погоду с помощью специального оборудования, вести наблюдения за изменением параметров погоды, оценивать изменения внешнего вида окружающих метеоплощадку объектов в зависимости от времени года. Все это формирует у детей представления о сезонных явлениях, климатических особенностях родного края.

 

Учащимися Среднепечанcкой базовой школы в рамках реализуемого проекта «Эко-формула „Ростки будущего“» на территории школы обустроена оранжерея для выращивания декоративных кустарников и деревьев, рассады растений и цветов, овощей. В процесс создания и поддержания жизнедеятельности оранжереи вовлеклись не только педагоги и учащиеся, но и родители ребят.

 

Учреждения образования сегодня реализуют широкий спектр мероприятий по работе с детьми, имеющими особенности развития. В этом контексте весьма актуально отметить проект «Островок спокойствия» Ушачской средней школы, рассчитанный на учащихся с особенностями психофизического развития, в структуре дефекта которых присутствуют расстройства аутистического спектра, а также родителей указанной категории детей. Посредством современно оборудованного помещения открытой ресурсной комнаты созданы дополнительные условия для инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра в жизнь школы, обучению их навыкам, чтобы они комфортно чувствовали себя в быту и обществе.

Также для проведения на базе своих учреждений спортивных, подвижных и оздоровительных мероприятий еще больше разнообразили инклюзивную среду центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого, Вилейского, Мстиславского, Славгородского районов, г. Горки; Боровлянская средняя школа № 3 и средняя школа № 1 г. Крупки; Городейская, Руденская школы-интернаты; детский сад г. Вилейка.

 

Важной частью гуманитарного сотрудничества являются проекты, связанные с инклюзией пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, их социальной и трудовой адаптацией. И здесь хочется вспомнить об открытии на территории Оршанского района Витебской области первой кофейни «Добрый кофе», в которой будут работать люди с инвалидностью. Проект «Инклюзивное кафе „Кофейная лаборатория“» является одним из примеров организации трудовой занятости, профессиональной и социальной реабилитации лиц с инвалидностью.

Реализация подобного рода проектов открывает дополнительные возможности для создания рабочих мест для инвалидов, приобретения ими трудового стажа и впоследствии возможности перехода на трудовую пенсию, помогает чувствовать себя полезными.

Так в рамках проекта территориального центра социального обслуживания населения Жлобинского района по адаптации инвалидов к трудовой деятельности обученные специалисты по профессии швея –  трудоустроенные инвалиды II группы, прошедшие обучение в Жлобинском государственном колледже сферы обслуживания, – отшивают полотенца, которые затем передаются в психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов.

 

Белорусским государственным университетом культуры и искусств с целью сохранения удивительного и яркого образца нематериального проявления творчества человека для будущих поколений реализовывался проект «Весенний обряд „Юраўскі карагод“», направленный на включение белорусского элемента нематериального культурного наследия в один из охранных списков Конвенции ЮНЕСКО 2003 г. Подобные ритуалы существовали у всех славянских народов, но только немногие дошли до наших дней и продолжают в той или иной степени практиковаться. Белорусский обряд является наиболее архаичным, сохранившим свои архетипические и символические черты и все еще бытующим в традиционной культуре Туровщины.

 

В процессе имплементации проекта его участниками – экспертами в области наследия и традиционной культуры, местными жителями Турова и окрестных деревень, включая д. Погост, студентами и преподавателями – проводились исследования и картографирование территории распространения обряда, инвентаризация нематериального культурного наследия Туровщины с целью изучения потенциала его устойчивости и интеграции в современную ткань культуры; реконструкция традиционных костюмов руками самих носителей нематериальной историко-культурной ценности и многое другое.

На изучение традиционных белорусских игр направлен проект «С игрой через столетия», реализованный общественным объединением «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО» при сотрудничестве с Национальной комиссией Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО и Министерством образования Республики Беларусь. На протяжении двух лет 12 детских групп из 9 школьников в каждой под руководством педагогов занимались поиском и изучением традиционных белорусских игр. Юные исследователи отправились в экспедиции по таким регионам, как Брест, Горки, Малорита, Минск, Миоры, Мозырь, Молодечно, Мосты, Ляховичи, Рогачев, Слуцк, Червень. Провели ряд встреч с носителями нематериальной культуры. Итогом работы экспедиции стало издание одноименного сборника белорусских народных и детских игр «З гульнёй праз стагоддзi». Сейчас на базе клубов ЮНЕСКО ведется работа по популяризации среди ребят белорусских народных игр.

 

Вилейской районной центральной библиотекой им. Анны Новик с целью приобщения ребят к чтению живой книги воплощен в жизнь проект «Библиотека для семьи: воспитатель на час». В рамках проекта в библиотеке организовано игровое пространство – комната досуга «Читай играя, отдыхай, твори!» для занятости детей. Под присмотром специалистов в комнате досуга малыши не только играют со сверстниками, участвуют в развивающих конкурсах, викторинах, но и находятся в окружении книг и журналов, приобщаются к чтению. Для тех, кто пришел в библиотеку впервые, сотрудники проводят экскурсию по библиотеке, посвящают ребят в читателей. Такой формат времяпрепровождения уже пришелся по душе юным горожанам Вилейки.

 

Совместными усилиями Жировичского сельского исполнительного комитета и Свято-Успенским Жировичским ставропигиальным мужским монастырем в рамках проекта «Сохранение целебного водного источника „Ближний“ в Слонимском районе Гродненской области» реализуется комплекс мероприятий по сохранению водного объекта, включенного в туристические маршруты паломников, туристов, ученых-исследователей, пользующегося популярностью как у местного населения, так и у туристов из других регионов Беларуси и соседних стран, в связи с чем подвергающегося колоссальной антропогенной нагрузке.

На сохранение животного мира направлен проект «Реинтродукция популяций крупных травоядных животных для восстановления экосистем пойменных лугов», реализуемый Республиканским биологическим заказником «Споровский». Его результатом станет создание условий для появления нового места обитания для таких редких видов птиц, как дупель, большой веретенник, большой кроншнеп.

 

Инклюзивная модель социального обслуживания населения в Краснопольском районе разработана и внедрена в ходе реализации проекта «Инклюзивный подход к сохранению окружающей среды», направленного на широкое вовлечение жителей региона с целью снижения ими экологического воздействия в процессе жизнедеятельности и улучшения качества их жизни.

 

В результате плодотворного сотрудничества Славгородской районной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» с государственными органами и местным населением апробирован метод лесовосстановления Мияваки и в г. Славгороде создано городское зеленое пространство. В настоящее время территория образованного мини-парка используется для организации досуга населения, проведения экскурсий, конкурсов, дней экологического активиста.

 

Совместная созидательная работа вносит достойный вклад в гуманитарное сотрудничество. Укрепление и дальнейшее расширение гуманитарного сотрудничества пополнит географию успешно реализованных проектов новыми инициативами.

Источник: официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by 

QR-код нацыянальнага адукацыйнага партала

КАРЫСНЫЯ СПАСЫЛКІ

КАНТАКТЫ

 вул. Караля, 16, 220004, г. Мінск

         Кантакты

         Магазін вучэбнай кнігі «Адукацыя»

         e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.