Изучение учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в 2015/2016 учебном году

Русский язык

I. Программы (V, X классы)

В Пояснительной записке определены цель, задачи, направления, компетенции, подходы к обучению и принципы отбора содержания обучения.

Новое:

К эффективным подходам, определяющим теоретическую и методическую базу обучения, относится и социокультурный подход.

Социокультурный подход к обучению русскому языку относится к деятельностному типу, реализация которого предполагает не только ознакомление с материальными и духовными ценностями, способами выражения которых являются язык, литература, искусство, история и др., но и овладение умениями пользоваться полученными знаниями о наследии страны, обычаях, правилах, нормах, ритуалах, социальных стереотипах и т.д. в процессе общения (Из программы).

II. Программа. V класс

Новое:

1. В содержании программы специально выделена рубрика «Виды речевой деятельности». Обучающие виды работ по развитию связной письменной речи учащихся (подробное изложение повествовательного характера, сочинение-описание по картине, сочинение-описание животного в художественном стиле, сочинение-повествование о случае из жизни) распределены между основными разделами курса русского языка.

Фрагмент программы:

ТЕКСТ (8 ч)

(ознакомление)

Понятие о тексте. Тема текста, основная мысль. Признаки текста: тематическое единство, последовательность, связность (виды связи, средства связи), завершенность (законченность).

Типы речи (описание, повествование, рассуждение) и их композиционные схемы.

Виды речевой деятельности: подробное изложение повествовательного характера; сочинение-описание по картине.

Учебно-языковые умения и навыки: осмысление понятия «текст»; выявление признаков текста; определение типов текста; выявление композиционных особенностей типов речи.

Коммуникативные умения и навыки: определение темы и основной мысли текста, умение озаглавить текст, выделить его части и озаглавить их; определение средств связи между предложениями и абзацами в тексте; умение определить тип речи и создать композиционную схему повествования, описания, рассуждения; определение стиля текста; точное, уместное использование выразительных  средств в устных и письменных изложениях текстов художественного стиля разных типов речи (описание, повествование, рассуждение), в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям, в жанрах художественного стиля (сказка, загадка, рассказ о событии).

Пояснение: на тему «Текст» отведено 8 ч. Из них, например, учитель может выделить 5 ч на ознакомление с теорией и 3 ч на написание подробного изложения повествовательного характера и сочинения-описания по картине.

Проведение учебных занятий по развитию связной письменной речи учащихся является обязательным.

2. Перечислены виды работ, которые рекомендуются для проверки теоретических сведений, сформированности учебно-языковых и коммуникативных умений и навыков:

диктант (словарно-орфографический, словарный, предупредительный, комментированный, объяснительный, комбинированный, «Проверяю себя», самодиктант, графический, творческий);

осложненное списывание;

изложение (подробное изложение повествовательного характера);

сочинение (сочинение-описание природы по картине, сочинение-описание животного в художественном стиле; сочинение-повествование о случае из жизни);

устное сообщение учащегося;

различные виды разборов в пределах изученного материала;

тестовая работа (Из программы).

1) Определены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся пятого класса. Например:

Учащиеся должны знать:

по разделу «Текст»:

  • понятие о тексте, основные признаки текста; типы текста (описание, повествование, рассуждение);

по разделу «Фонетика»:

  • общее понятие о фонетике как разделе науки о языке; звуки речи; гласные и согласные; оглушение звонких и озвончение глухих; обозначение мягкости согласных на письме; двойная роль е, ё, ю, я;
  • правила переноса слов, ударение (Из программы).

 

2) Требования к умениям и навыкам по каждому разделу указаны в рубриках «Учебно-языковые умения и навыки», «Коммуникативные умения и навыки» (см. «Текст»).

3) К учебно-языковым умениям и навыкам в разделе «Орфография» добавлено умение пользоваться орфографическим словарем.

4) Обращается внимание на требования к речевой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

чтение (восприятие и понимание записанного текста):

  • бегло и осознанно читать;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный темп и тон речи при чтении текста;
  • разбивать текст на смысловые части и выделять в них главное;
  • обдуманно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • извлекать информацию из словарей различных типов (орфографического, толкового, иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологического);

слушание (восприятие на слух):

  • осмысленно воспринимать небольшой по объему текст научного и художественного стилей речи на слух;
  • выделять основную мысль и структурные части текста;

говорение (устное выражение мысли):

  • аргументированно отвечать на вопросы учителя с привлечением конкретных примеров;
  • свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдая правила построения текста: тематическое единство, последовательность, связность, завершенность (законченность);
  • подробно и сжато в устной и письменной форме излагать прочитанный текст, сохраняя его стиль и тип речи (повествование, описание, рассуждение);
  • создавать устные монологические высказывания с учетом речевой ситуации;

письмо:

  • подробно пересказывать тексты повествовательного характера, в том числе с элементами описания, рассуждения (подробное изложение повествовательного характера);
  • составлять простой план изложения и сочинения;
  • делить текст на абзацы;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль;
  • создавать письменные высказывания по плану;
  • собирать и систематизировать рабочий материал к сочинению (сочинение-описание по картине, сочинение-описание животного в художественном стиле, сочинение-повествование о случае из жизни);
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста;
  • отбирать соответствующие выразительные средства;
  • пользоваться орфографическим и толковым словарем во время написания текста (Из программы).

4. Незначительно изменено количество часов на изучение отдельных разделов и тем:

Словосочетание (3 ч), Предложение (14 ч), Орфография (34 ч).

     III. Программа. X класс

Новое:

1. Обучение русскому языку в 10 классе может происходить как на базовом уровне (35 ч, 53* ч), так и на повышенном (105 ч).

Количество часов, отведенное на изучение предмета в том или ином учреждении образования, указано в «Типовом учебном плане на 2015/2016 учебный год» (см. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2015 № 38).

1) Цель обучения русскому языку на повышенном уровне– «формирование знаний, умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), в избранных сферах применения…».

2) Задачей обучения, наряду с совершенствованием языковой, речевой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций, является формирование риторической и социокультурной компетенций.

Риторическая компетенция – это знание теории публичной речи и владение разнообразными диалогическими и монологическими формами речевого общения, способами и умениями контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации, способами оценки аудитории, свободного владения словом, реакциями на реплику собеседника, владение основными способами улучшения взаимопонимания при межкультурных контактах.

Социокультурная компетенция – это знание культурного наследия страны, национально-культурной специфики (обычаев, правил, норм, социальных условностей, ритуалов, социальных стереотипов и т.д.), речевого поведения и способность пользоваться элементами социокультурного контекста для порождения и восприятия речи с точки зрения национального языка (Из программы).

3. Программа направлена на расширение лингвистического кругозора учащихся и практическую реализацию знаний, полученных в процессе обучения русскому языку.

Каждая тема предполагает:

а) усвоение теоретического материала;

б) формирование умений учащихся:

  • видеть работу языковых единиц и определять их роль в текстах разных типов и стилей речи;
  • производить лингвистический, стилистический, комплексный, многоуровневый анализ текста;
  • редактировать и корректировать тексты в соответствии с определенным типом и стилем речи;
  • конструировать собственные высказывания, сообщения с учетом поставленной цели и очерченной речевой ситуации.

Следовательно, ТЕКСТ должен рассматриваться как предмет обучения и как продукт речевой деятельности, созданный учащимися в процессе усвоения необходимых знаний, умений и навыков по русскому языку.

4. В содержании учебных программ по сравнению с базовым уровнем расширен объем усваиваемых понятий и увеличено количество часов.

Пример для сравнения (из программы):

Базовый уровень (35 ч, 53* ч) Повышенный уровень (105 ч)
Стилистика как раздел науки о языке (1/2* ч) Функциональные стили, стилеобразующие средства языка.  Стилистика как раздел науки о языке (4 ч) Функциональные стили и их основные признаки. Функции языка. Взаимосвязь языковой функции и функционального стиля.Функционально-смысловые типы речи: описание (виды, композиция), повествование (виды, композиция), рассуждение (композиция, виды доказательств). Стилистический анализ текста. 

 

5. Перечислены виды самостоятельной речевой (устной и письменной) деятельности:

  • составление плана (теоретического материала раздела) текста, тезисов, конспекта;
  • подготовка и написание реферата, доклада, сообщения, обзора на основе анализа теоретического материала, данного в учебнике, словарях, учебных пособиях и т.д. (по таблице, схеме, алгоритму и т.д.), обобщающего и систематизирующего характера;
  • написание аннотаций (к словарю), рецензии, отзыва о прочитанной научно-популярной статье, публицистическом тексте, художественном произведении;
  • самостоятельный анализ текстов различных стилей речи;
  • выявление языковых выразительных средств в текстах различных стилей речи;
  • составление аналитического сообщения на языковую тему;
  • написание эссе, рассказа и т.д.;
  • выборочные, сжатые, подробные изложения текста; изложения с дополнительным (грамматическим, стилистическим и творческим) заданием;
  • сочинения, содержащие фрагменты с определенным типовым значением (описание природы, состояния и внешности человека, памятника, трудового процесса; повествование о событиях; рассуждение);
  • сочинение-рассуждение на морально-этическую, общественно-политическую, литературную, научную тему;
  • комплексный анализ текста; стилистический анализ текста, речеведческий анализ текста и т.д. (Из программы).

6. Сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам.

7. Отмечено, что контроль за результатами обучения должен осуществляться по трем направлениям: а) знания лингвистической теории о языковой системе всех уровней; б) учебно-языковые умения и навыки (владение нормами языка); в) коммуникативные умения и навыки (создание текстов различных стилей и жанров речи).

8. Указаны формы диагностики, выявляющие уровень подготовки учащихся по русскому языку:

диктанты;

различные виды разборов;

учебные обобщающие сообщения (в устной и письменной форме) по теоретическому материалу раздела, темы;

тесты по изученным разделам учебного пособия;

изложения (подробные, в сжатой форме, выборочные, с творческим заданием);

сочинения разнообразных жанров;

рефераты, лингвистический анализ образных средств, фрагментов текстов произведений русской классической и современной литературы и др. (Из программы).

9. Содержание обучения русскому языку на базовом и повышенном уровнях представлено в учебном пособии (Русский язык : учеб. пособие для 10 кл. учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Мурина [и др.]. – Минск : НИО, 2015), в котором отражено разработанное новое интегрированное содержание на основе межпредметных связей.

Русская литература

Снято разграничение произведений по спискам «Для чтения и изучения» и «Для чтения и обсуждения» в V и X классах. Все литературные произведения, на которые отводятся часы, предназначены для обязательного изучения.

V класс

(70 ч, из них: 2 ч  уроки внеклассного чтения, 3 ч резервного времени)

С целью улучшения качества литературного образования и повышения читательской культуры учащихся в  программу V класса внесены следующие изменения:

  • Исключены некоторые сложные для восприятия учащихся произведения (древнегреческий миф «Посейдон»; М.Ю. Лермонтов. «Два великана»; Н.А. Некрасов. «Школьник»; А.В. Кольцов. «Песня пахаря») и произведения, изучавшиеся на I ступени общего среднего образования (А.Н. Толстой. «Детство Никиты»; Н.А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором»).
  • Увеличено количество часов на изучение произведений, требующих более подробного рассмотрения, привлечения творческих заданий либо определенных программой для заучивания наизусть или пересказа (Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»; С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»; И.С. Тургенев. «Муму»; Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»; русская народная сказка «Царевна-лягушка», А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне…», М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» и др).
  • В разделе «Писатели о детстве» (А.П. Чехов, В.И. Белов, В.П. Астафьев, Ф. Искандер) предлагается 2–3 рассказа на выбор учителя. Стихотворения о природе поэтов XX века также отбираются по усмотрению учителя.
  • Выделено 2 часа на проведение уроков внеклассного чтения (по 1 ч в каждом полугодии), основой которых могут стать любые произведения из списка «Для дополнительного чтения».
  • Списки «Для дополнительного чтения» расширены за счет произведений современной русской и зарубежной литературы, отобранных с учетом возрастной доступности и читательских предпочтений учащихся (например: М. Парр. «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал», Д. Пеннак. «Собака Пес», А. Тор. «Остров в море» и др.).

X класс

1. Курс русской литературы в Х классе предусматривает два уровня обучения: базовый (53 ч) и повышенный (105 ч).

2. Изучение русской литературы на повышенном уровне предполагает более глубокое изучение творчества русских писателей второй половины XIX – начала XX века и усвоение теоретико-литературных основ курса.

1) Повышенный уровень отличается от базового не только количеством часов, но и объемом знаний, умений и навыков; списком художественных текстов; характером анализа литературных явлений.

Пример для сравнения (взят из программы):

Базовый уровень (53 ч) Повышенный уровень (105 ч)
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». (5 ч) Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети». Сюжет и композиция романа. Нигилизм и нигилисты. Развенчание теории жизнью. Базаров – ге­рой своего времени, его место в системе действующих лиц; поединок с аристократами. Отношение Базарова к природе, любви, искусству, религии. Базаров и Одинцова. Проблема отцов и детей. Теория литературы. Роман как эпический жанр. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»; стихотворения в прозе: «Воробей», «Мы еще повоюем», «Русский язык». (9 ч) Жизненный и творческий путь. «Отцы и дети». История создания. Сюжет, композиция, проблематика романа. Смысл названия. Нигилизм как знамение времени и болезнь переходных эпох. Развенчание теории жизнью. Базаров – ге­рой своего времени. Его место в системе действующих лиц; поединок с аристократами. Отношение Базарова к природе, любви, искусству, религии. Мнимые последователи Базарова (Ситников, Кукшина). Базаров и женские образы в романе. Проблема отцов и детей. Смысл финала романа. Критики о Базарове. Стихотворения в прозе. Поэтические миниатюры как художественное отражение нравственных идеалов автора. Темати­ческое разнообразие, связь с контекстом эпохи, философичность, выразительность, лаконизм стихотворений в прозе. Своеобразие стиля, особенности психологизма Тургенева. Традиции Тургенева в литературе последующих десятилетий. Теория литературы. Роман как эпический жанр. Понятие о стиле произведения и стиле писателя. Развитие понятия о стихотворении в прозе.

2) Расширен  круг писателей и произведений (Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда»; И.А. Гончаров. «Обломов» и др.).

3) В список «Для дополнительного чтения» включены произведения русской и зарубежной литератур, контекстуально близких по форме и содержанию изучаемым произведениям (например, при изучении «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского учитель также может рекомендовать к прочтению повесть Л. Толстого «Крейцерова соната»).

3. В учебной программе базового уровня произведена существенная разгрузка предлагаемого для изучения литературного материала:

а) уменьшено количество изучаемых произведений (исключены рассказ М. Горького «Челкаш», сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», лирика Н. Некрасова, А. Фета);

б) оптимизирован теоретико- и историко-литературный материал (сняты сложные литературоведческие понятия, указаны наиболее важные аспекты для анализа и осмысления творчества писателя);

в) упрощены требования к знаниям и умениям учащихся;

г) увеличено количество часов на изучение объемных и сложных произведений, требующих более подробного рассмотрения («Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).

4. Количество контрольных работ для базового и повышенного уровня одинаковое – 2 сочинения.

Для написания сочинения по литературе можно использовать два урока литературы или один урок языка и один урок литературы.

Если учебный предмет «Русский язык» изучается на базовом уровне (35 ч), то контрольные сочинения проводятся за счет  уроков литературы. Количество часов, отводимое программой по литературе на изучение произведений, не является жестким требованием, а носит рекомендательный характер. Поэтому учитель вправе изыскать часы на написание контрольных сочинений, откорректировав при этом распределение часов в рамках изучаемых тем.

5. Освоение учащимися базового и повышенного содержания по русской литературе осуществляется по одному учебному пособию (Русская литература : учеб. пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / О. И. Царева [и др.] ; под ред. С. Н. Захаровой. – Минск : НИО, 2010).

 

Лаборатория гуманитарного образования НИО


Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте
Опубликовать в Яндекс