12 апреля 2016 года в Национальном институте образования состоялся семинар «Современный русский литературный процесс: традиции и новаторство, события и тенденции».

seminar_1

На мероприятие были приглашены учителя русского языка и литературы, другие педагоги учреждений общего среднего образования, специалисты учреждений дополнительного образования взрослых, учащиеся старших классов и их родители, заинтересованные в восприятии русской литературы как живого феномена.

Участники и гости семинара из Минска, Витебска, Бобруйска, Ошмян, Раздяловичей (Брестская область), Ляд (Минская область), Вязовниц (Могилевская область), Глуска (Могилевская область), Шарковщин (Витебская область), Мира (Гродненской области) и многих других регионов Беларуси получили возможность обсудить актуальные вопросы развития современного литературного процесса, в их числе:

  • современный литературный процесс в контексте новой информационной реальности;
  • основные тенденции развития литературы на современном этапе: закономерности, традиции и новаторство. Обзор художественной и литературно-критической литературы; творчество современных авторов, идейно-тематические и стилевые особенности их произведений;
  • образ современного писателя в условиях информационного общества. Образ писателя-классика в массовом сознании и медийный имидж современного писателя-автора;
  • массовая литература. Литературный проект и литературный продукт. Образ современного читателя;
  • современная русская литература и обновленное содержание литературного образования. Цели и задачи обучения литературе. Формирование компетентного читателя.

Открыла семинар Ирина Леонидовна Шевлякова-Борзенко, начальник Образовательного центра Национального института образования, кандидат филологических наук, доцент. Она поблагодарила участников и гостей мероприятия за интерес к современному искусству слова и отметила уникальный формат работы семинара. Ирина Леонидовна подчеркнула, что его проблемное поле предусматривает обращение к современной литературе не только в контексте научно-методического и учебно-методического сопровождения образовательного процесса, но и через включение в контекст современной культуры через ознакомление с новейшими тенденциями и перспективами развития литературы.

Вопросы развития современного литературного процесса в контексте новой информационной реальности были освещены Владимиром Анатольевичем Капцевым, методистом управления дистанционных образовательных услуг Образовательного центра Национального института образования, кандидатом филологических наук, доцентом. Он представил анализ жанровой специфики и нового героя современной прозы и драматургии, а также дал обзор критической литературы.

seminar_2

seminar_3

С основными тенденциями развития современной поэзии (традициями и новаторством) участников и гостей семинара ознакомила Гюльнара Мансуровна Юстинская, начальник управления дистанционных образовательных услуг Образовательного центра Национального института образования. Она предложила обсудить вопросы, касающиеся обновленного содержания литературного образования, проблемы формирования компетентного читателя и обращения к современной литературе в контексте учебно-исследовательской деятельности учащихся. Живой отклик учителей вызвали выступление Гюльнары Мансуровны, посвященное информационно-образовательным ресурсам по литературе, рассказ о национальном образовательном портале и электронных образовательных ресурсах, разработанных Национальным институтом образования.

seminar_4

seminar_5

Подведение итогов работы семинара сопровождалось дискуссией о формировании медиаобраза современного писателя и портрете современного читателя.

seminar_6

seminar_7

Много добрых слов было сказано участниками и гостями мероприятия в адрес его организаторов. Также были высказаны пожелания продолжить работу над заявленными проблемами и более подробно рассмотреть актуальные вопросы развития современного литературного процесса.

seminar_8

seminar_9

Управление дистанционных
образовательных услуг НИО