«Мы читаем роман, роман читает нас», «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты», – слышим мы порой вокруг. Говоря о проблемах чтения, зададим вопрос, а кто виноват в нашей нелюбви к чтению? Одни говорят, что это – родители, другие – школа, третьи, чтобы не винить ни первых, ни вторых, обобщают и указывают на общество, списывая всё на социальную неустроенность.

Что ответить всем участникам этой общественной дискуссии? Первые шаги в формировании культуры чтения делает маленький читатель с родителями, в семье. Чтение как необходимый вид учебной деятельности развивается в школе, особенно в начальном звене. В старших классах учащиеся имеют представление об особенностях художественного творчества и считают себя вполне квалифицированными читателями, способными оценить любой поэтический шедевр. Но чтение художественной литературы все равно не становится насущной потребностью у современного школьника. Поэтому в педагогическом университете приходится формировать заново читательскую культуру будущих педагогов, их литературно-творческие и исследовательские умения.

Формирование основных профессиональных компетенций будущих словесников начитается с первого курса. На этом этапе важна предварительная диагностика. Мне всегда интересно, кто пришел на филфак, какой материал мы получаем в работу, каков уровень читательского развития студентов-филологов. Перед изучением дисциплины «Введение в литературоведение» мы проводим с первокурсниками анкету «Читателя-филолога», в которую включены следующие вопросы:

  1. Назовите Вашего любимого поэта.
  2. Назовите Вашего любимого писателя.
  3. Ваш любимый вид искусства.
  4. Есть ли у Вас дома библиотека? Из каких разделов она состоит?
  5. Выписываете ли Вы дома периодику? Какие именно издания?
  6. Ваша любимая книга.
  7. Сколько времени Вы тратите на чтение (в день/в неделю)?
  8. Занимаетесь ли Вы творчеством? Каким видом? Как давно?
  9. Чему посвящаете свободное время?
  10. Назовите книгу (автора), которую Вы сейчас читаете.

 

Результаты диагностики позволяют выстраивать работу по ликвидации литературоведческой безграмотности (через изучение художественных тропов, теории художественного произведения – темы, проблематики, идейного мира, сюжета, композиции и др.). На практических занятиях прорабатываем поэтические размеры, учимся писать отзыв о лирическом стихотворении и пр.

В конце первого семестра студентам предлагается выполнить заключительную контрольную работу, которая включает три вопроса:

первый – теоретический (цель – умение найти необходимые литературоведческие источники, правильно их проанализировать, отсортировать, изложить последовательно материал, продемонстрировав грамотное цитирование научных источников);

второй – практический, демонстрирующий умения студентов анализировать прозаический или стихотворный текст (цель – умение перенести усвоенный теоретический материал в новую ситуацию и применить его при анализе текста);

третий – отзыв о лирическом стихотворении.

Получив литературоведческую базу, студенты применяют ее при анализе художественных произведений в процессе изучения историко-литературных курсов. Эта кропотливая работа часто сочетается с творческими заданиями. Например, прочитайте рассказ (имя автора и заглавие не известны), определите тему, идею, проблематику произведения. Найдите образы-символы в повествовании. Подумайте, какое заглавие мог дать автор этому рассказу. (Объектом анализа был рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо».)

Внимательное отношение к слову писателя продолжается при изучении курса детской литературы. В школе очень часто учителя предлагают додумать историю героя. Такую работу по развитию фантазии, творческого воображения проводим и мы. (Вспомним талантливый прием, предложенный Дж. Родари в «Грамматике фантазии», – придумать три концовки к одной из известных сказок.)

Студенты выполняют творческие задания, связанные с переосмыслением, интерпретацией художественных текстов. Например, задание, предложенное для студентов второго курса: сочинение-импровизация «Старая сказка на новый лад».

На предвыпускном и выпускном курсах приобщить будущих учителей к художественному слову и чтению помогают занятия по методике преподавания русской литературы. По учебной программе этой дисциплины предусмотрены два практических занятия, целью которых является изучение культуры чтения как методической проблемы:

  • «Основные этапы литературного развития читателя-школьника»;
  • «Критерии литературного развития читателя-школьника».

 

Ознакомившись с материалами предложенных методических пособий, студенты составляют ассоциограмму к словам «чтение» и «грамотность», создают модель «Идеального читателя».

Ответы студентов направлены на выявление качественных характеристик читающего человека. Приведем некоторые:

Идеальный читатель – это человек,

  • умеющий понимать текст;
  • открытый его эмоциональному воздействию;
  • способный проявить собственную нравственную позицию при восприятии читаемого;
  • свободно владеющий устной и письменной речью.

 

Рейтинг «Пути воспитания читателя» выстраивается студентами-филологами следующим образом:

Воспитание читателя должно осуществляться…

  • в семье;
  • на уроках литературы;
  • самостоятельно;
  • в библиотеках;
  • на уроках других предметов.

 

Моделируются ситуации выбора при разрешении педагогических проблем:

Рекомендации для родителей:

  • Что нужно делать родителям, приобщающим детей к чтению?
  • Что не нужно делать родителям, приобщающим детей к чтению?

 

Особого внимания и терпения при работе с художественными текстами требуется от студентов при составлении конспектов уроков в период проведения практических занятий по методике преподавания русской литературы и педагогической практики. На подготовительном этапе учитель-стажер должен задаваться вопросом: какова главная методическая заповедь при написании конспекта урока?

Ответ однозначен: единство методической и литературоведческой концепций учебных занятий.

Литературоведческая концепция – это определение темы урока, его проблемности, концептуальности в разборе художественного текста. «Что я хочу донести до своих учеников?» – говорит себе будущий словесник. И поиск ответа заставляет отбирать эпизоды для анализа. Идет кропотливая работа над составлением вопросов, над продумыванием «подводок» от учебной ситуации к ситуации. Он должен проиграть все задания, все творческие задумки, чтобы уверенно себя чувствовать на уроке; учесть все виды комментариев, все виды словарной работы. Особой популярностью среди студентов пользуются творческие задания: коллаж «Онегин наших дней», проект «Мой учитель» (подбор цитат из художественных произведений о любимой профессии).

Откройте книгу Дины Рубиной «Больно только когда смеюсь» и прочтите те высказывания, которые предлагает современная писательница о педагогической профессии: «…Если уйдет чародей и останется только рассказчик и учитель, мы очутимся в неинтересной компании» (Набоков). Или еще: «Он во что бы то ни стало должен постоянно держать внимание читателя. Возможно, кто-то назовет это трюкачеством. А кто-то с восхищением будет следить за стремительным сюжетом… Разумеется литературное произведение – это не лекция, а сложная художественная структура. Между прочим, этот поистине лоцманский талант лавирования пригождается в литературе точно так же, как и в жизни». Разве это не об учительском таланте?

А вот еще одна методическая подсказка писателя будущему учителю: «Когда бы и где бы ты ни вышла на публику, ты должна немедленно взять их за шкирку. В первое мгновение. Во второе – будет поздно. А когда они уже твои, ты можешь читать им телефонную книгу или правила противопожарной безопасности».

Очень большие возможности в развитии читательской культуры имеет внеклассная работа по литературе. На филологическом факультете УО МГПУ имени И. П. Шамякина проводится спецкурс «Внеклассная работа по русской литературе», на котором студенты получают практические советы по организации литературного просвещения и воспитанию школьников. Все мероприятия факультета нацелены на просвещение обучающихся, на привитие им любви к чтению, на формирование их литературно-творческих и исследовательских умений. Темы воспитательных мероприятий чаще всего связаны с юбилейными датами («Певучая душа России: литературно-музыкальный конкурс», посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Есенина). Но творческий поиск приводит нас к новым авторам и новым произведениям («Стихи в прозе И. С. Тургенева»), к новым формам подачи литературного материала через интеграцию с другими видами искусства («Лирика М. Ю. Лермонтова в кинематографе, музыке, театре»).

Таким образом, учитель, который любит читать и умеет квалифицированно проанализировать текст, формирует не только свою собственную читательскую культуру – он «культивирует» новую образовательную среду, в которой царит книга и ее читатель.

 

М. Г. Лобан,
старший преподаватель кафедры белорусского и русского языкознания
УО «Мозырский государственный
педагогический университет имени И. П. Шамякина»