Печать
Категория: Наука

Для педагогов школ и гимназий разработан и представлен на портале Министерства образования Республики Беларусь и национальном образовательном портале типовой учебный план общего среднего образования на 2016/2017 учебный год. 

В 2015 году в системе образования был взят курс на относительную завершенность II ступени общего среднего образования и переход к профильному обучению на III ступени общего среднего образования.

В 2016/2017 учебном году в XXI классах профильное обучение предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне. В связи с этим в типовом учебном плане для учащихся XI классов (так же, как в 2015/2016 учебном году для учащихся X классов) предусмотрено разное количество часов для изучения предметов на базовом и повышенном уровнях.

Кроме того, в Беларуси проходит поэтапный переход на обновленные учебные программы по предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «Русская литература», «Белорусская литература». Они предусматривают постепенное введение одинакового количества часов на эти учебные предметы во всех школах, гимназиях, лицеях. В этой связи с 2016/2017 учебного года будет установлено равное количество часов на изучение данных учебных предметов в II классах.

В соответствии с обновленной Директивой № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 октября 2015 года № 420, в учреждениях образования будет поэтапно вводиться учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Планируется, что изучение этого предмета поможет воспитать у учащихся ответственное отношение к личной и общественной безопасности. Важнейшие задачи учебного предмета – обучение умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды, а также формирование основ знаний самосохранительного поведения человека в современных условиях жизни. В курс войдут такие темы, как безопасность питания, пребывание в местах отдыха и массового скопления людей, поведенческие риски и др. Конечно же, учащимся раскроют систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий. Привьют навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни.

Напомним, что сейчас ОБЖ изучается на факультативных занятиях, которые являются обязательными для всех учащихся II–IX классов и проводятся в соответствии с расписанием – до или после уроков. Начиная с 2016/2017 года учебный предмет вводится в II и V классах в объеме 1 учебного часа в неделю с внесением в расписание учебных занятий. Отметки в баллах по ОБЖ выставляться не будут. Домашние задания не предусмотрены.

В ІІІ, ІV, VІ–ІХ классах продолжается обязательное изучение ОБЖ на факультативных занятиях. Переход с факультативных занятий на учебный предмет будет осуществляться постепенно в течение трех лет. Таким образом, изменение статуса ОБЖ (факультативные занятия – учебный предмет) не увеличит нагрузку учащихся.

Из перечня учебных предметов для учащихся VI классов исключен учебный предмет «Физика». Современные белорусские школьники будут изучать указанный предмет с VII класса. Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Физика» на II ступени общего среднего образования остается неизменным, поскольку в IX классе на изучение физики будет отводиться не два, как было ранее, а три часа.

Отдельно отметим, что в IX классе учебный материал концентрируется по разделам – основы кинематики, основы динамики, основы статики, законы сохранения в механике, что позволит представить механику как целостную фундаментальную физическую теорию, включая законы Ньютона и законы сохранения, а также обсудить границы применимости классической механики.

С 2015/2016 учебного года в V классах начато изучение учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)».

Типовым учебным планом на 2016/2017 учебный год предусмотрено дальнейшее изучение данного учебного предмета учащимися VI классов. Планируется, что на этом уроке у ребят будет формироваться художественное мировоззрение. Школьники узнают о многообразии явлений в художественной культуре, научатся различать и воспринимать, понимать интерпретацию и оценки художественных произведений. Предмет будет способствовать развитию эмоционально-образного мышления и творческим способностям учащихся. Изучение различных видов искусства сформирует художественный вкус, расширит границы самостоятельной художественно-творческой деятельности.

По результатам первого года использования учебно-методического комплекса по данному предмету на основании изучения мнения учителей отметим, что в целом принцип образно-тематической дифференциации, положенный в основу построения содержания программы и отбора художественно-иллюстративного материала, учителями одобрен. Учебная программа по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V класса в 2016/2017 учебном году скорректирована по результатам первого года использования. С учетом мнения педагогов, родителей, учащихся обучение по этому предмету в V–VI классах учреждений общего среднего образования будет осуществляться на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Обновлена программа по предмету «Трудовое обучение». С 2016/2017 учебного года в VI классе предусмотрено 2 часа в неделю на изучение данного предмета. Общее количество часов на изучение учебного предмета не изменится, так как будет уменьшено количество часов в VIII классе (с 2 до 1 часа). В содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» также введен новый раздел «Ремонтные работы в быту». Трудовое обучение – это практико-ориентированный предмет, который предназначен для формирования у учащихся среднего возраста опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. Его основная задача – подготовить ребят к выполнению социальных ролей хозяина и хозяйки дома.

Для школьников VIII–IX классов будет организована допрофильная подготовка, в рамках которой они смогут ознакомиться с конкретными видами трудовой деятельности, расширить представления о труде взрослых, сформировать допрофессиональные трудовые умения и навыки и, как результат, осознанно подойти к выбору будущей профессии.

НИО
по материалам портала
Министерства образования Республики Беларусь