В 2017 году Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь проведен Конкурс на создание учебно-методических комплексов для учреждений дошкольного образования (воспитанники от 5 до 7 лет).
На конкурс были заявлены учебно-методические комплексы (учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, учебное пособие (рабочая тетрадь)) по образовательным областям:
- «Ребенок и общество» (для учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения);
- «Ребенок и математика» (для учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения);
- «Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения);
- «Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения);
- «Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання);
- «Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання);
- «Обучение грамоте» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения);
- «Навучанне грамаце» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання).
Конкурсные УМК разрабатывались в соответствии с проектом новой учебной программы дошкольного образования.
В соответствии с Порядком проведения конкурса участники должны были представить на конкурс:
1) авторскую концепцию УМК по образовательной области;
2) материалы для проведения трех занятий по указанному в объявлении разделу учебной программы дошкольного образования. Занятия должны быть представлены во всех компонентах УМК.
В таблице 1 указано количество материалов, представленных на конкурс и допущенных к участию в конкурсе.
Таблица 1 – Количество конкурсных материалов для учреждений дошкольного образования
Название образовательной области |
Раздел УМК |
Количество материалов, представленных на конкурс |
Количество материалов, допущенных к участию в конкурсе |
«Ребенок и общество» (для учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения) |
«Основы экономической культуры» |
11 |
6 |
«Ребенок и математика» (для учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения) |
«Количество и счет» (решение простых арифметических задач) |
8 |
6 |
«Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения) |
«Звуковая культура речи» |
5 |
4 |
«Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения) |
«Звуковая культура речи» |
1
Повторный конкурс - 1 |
Конкурс не состоялся
Повторный конкурс - 1 |
«Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання) |
«Гукавая культура маўлення» |
2 |
2 |
«Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання) |
«Гукавая культура маўлення» |
2
Повторный конкурс - 0 |
0
Повторный конкурс – 0 |
«Обучение грамоте» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения) |
«Звуковой анализ слова» |
3 |
2 |
«Навучанне грамаце» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання) |
«Гукавы аналіз слова» |
3 |
3 |
По решению конкурсной комиссии к участию в конкурсе не были допущены материалы:
– не соответствовавшие образовательной области, теме учебной программы дошкольного образования, заявленной на конкурс;
– представленные с нарушением Порядка проведения конкурса (отсутствие авторской концепции УМК по образовательной области и др.);
– адресованные учреждениям дошкольного образования, реализующим специальную программу образования для детей с тяжелыми нарушениями речи на уровне дошкольного образования.
В соответствии с п. 19, 20 Порядка проведения конкурса по образовательным областям «Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения), «Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання) конкурс проводился повторно, так как по данным образовательным областям были представлены на конкурс соответственно 1 (один) материал и 2 (два) материала, не допущенные к участию в конкурсе.
Конкурсная комиссия приняла решение: «учитывая интегрированный характер содержания образовательной области «Ребенок и общество», предложить авторским коллективам, чьи материалы допущены к участию в конкурсе, дополнительно разработать материалы для проведения 4 (четырех) занятий по разным разделам образовательной области».
Конкурсные материалы, допущенные к участию в конкурсе, были переданы на рецензирование трем экспертам: кафедре учреждения высшего образования, методисту учреждения дополнительного образования взрослых, воспитателю учреждения дошкольного образования.
Конкурсная комиссия провела сравнительный анализ допущенных к участию в конкурсе материалов с учетом полученных рецензий и подвела итоги конкурса.
Конкурсная комиссия приняла решение: считать основой для разработки УМК по образовательным областям конкурсные материалы, представленные следующими авторами (авторскими коллективами):
- образовательная область «Ребенок и математика» – Житко И. В.;
- образовательная область «Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения) – Давидович А. Л., Пашко В. Л.;
- образовательная область «Обучение грамоте» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения) – Старжинская Н. С.;
- образовательная область «Навучанне грамаце» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання) – Старжинская Н. С.
Конкурсная комиссия приняла решение о целесообразности объединения усилий двух авторских коллективов, представивших конкурсные материалы по образовательной области «Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання): авторского коллектива под девизом «Мову родную люблю» (Старжинская Н. С., Дубинина Д. Н.) и авторского коллектива под девизом «Главное в нашей жизни – любовь к детям» (Крупко Л. П., Череменина О. Н., Керезь Л. С., Романюк Г. Н., Крейдич З. В.).
По образовательной области «Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання) на повторный конкурс не было представлено ни одного материала. Конкурсные материалы, представленные по образовательным областям «Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения) и «Ребенок и общество», по мнению конкурсной комиссии, не могут быть приняты за основу для создания УМК.
В связи с этим конкурсная комиссия приняла решение: ходатайствовать перед Организатором конкурса о формировании в установленном порядке авторских коллективов для разработки УМК по образовательным областям: «Развіццё маўлення і зносіны дзіцяці» (для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання), «Развитие речи и общение ребенка» (для учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения), «Ребенок и общество».
Национальный институт образования выражает благодарность всем авторам, принявшим участие в конкурсе на создание учебно-методических комплексов для учреждений дошкольного образования.
НИО