Печать
Категория: Культура

Поэтический космос – явление особое и во многом герметичное. Однако есть поэты, с которыми мы открываем для себя окружающий мир, сопереживаем Мишке с оторванной лапой или Тане, уронившей мячик. Мы учимся разговаривать, повторяя поэтические строчки и не задумываясь над их авторством, а затем вспоминаем пройденное уже вместе со своими детьми, опять не задумываясь, что детская поэзия – это дар избранных.

Интересно, что бы было, если собрать все книжки и книжечки со стихотворениями Агнии Львовны Барто (1906–1981, настоящее имя Гетель Лейбовна Волова)? Ведь это и есть тот редкий и удивительный случай по-настоящему талантливого детского автора, когда его творчество соизмеряется не толстыми томами собраний сочинений (хотя у Барто оно включает целых три тома, что для детского поэта не так уж и мало), а именно книжками и книжечками, измятыми детскими руками, разрисованными, бережно подклеенными скотчем и полосками бумаги, но неизменно передающимися в семье из поколения в поколение. Со стихами А. Барто можно и нужно взрослеть. Р. Гамзатов во вступительном слове к сборнику «Агния Барто. Стихи детям» писал: «Она всегда идет навстречу одному поколению и провожает другое. Ее стихи нашли приют во всем мире. Читают их почти на ста языках. Тираж ее книг больше, чем все население некоторых континентов».

Агния Барто прожила долгую и насыщенную жизнь, в которой были свои радости и утраты. Она родилась в обеспеченной семье ветеринарного врача, привившего ей любовь к литературе. Девочка, которой родители прочили судьбу балерины, довольно рано начала писать стихотворные строчки, мечтая, как и многие ее сверстницы, о славе Анны Ахматовой. Отметим, что читатели ее первой книжки, вышедшей в 1925 году, были всего на несколько лет моложе автора.

В Великую Отечественную войну А. Барто стояла у токарного станка, помогая своей стране на одном из военных заводов Свердловска. Она много выступала по радио, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 году была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте. Премию, полученную во время войны, поэтесса отдала на строительство танка.

В послевоенные годы Агния Львовна организовала движение по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Начиная с 1965 года, на протяжении девяти лет миллионы людей слушали ее выступления на радио «Маяк». Именно через программу «Найти человека» удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы Барто так и называлась – «Найти человека».

Критик А. Генис находит свою формулу литературной классики для детей: это те произведения, которые написаны не для детей, а вместе с ними. Собственно, здесь приоткрывается секрет Агнии Барто. Как и К. Чуковский, она многому научилась именно у маленьких читателей, называя себя в шутку «переводчиком с детского». Поэтесса часами просиживала на детских площадках, старалась проникнуть в школьные классы, чтобы послушать живую детскую речь.

Будучи прирожденным педагогом, А. Барто выстраивает особое коммуникативное пространство, где дидактизм реализуется через драматургию конкретного произведения, жизненной зарисовки. У юного читателя возникает ощущение полноценной жизненной правды происходящего, где герои и ситуации узнаваемы. При этом автор разговаривает с детьми простым бытовым языком – но в рифму, и так, как будто она – их ровесница.

Отдельно следует сказать о чувстве юмора А. Барто, которая любила розыгрыши, была душой любой компании. Она близка и понятна своим читателям, поскольку шутит не для детей, а вместе с ними. Р. Гамзатов писал: «Многогранный талант. Он каждый раз проявляется по-разному. Детские стихи Барто пользуются вниманием взрослых, потому что они являются предметом большой поэзии. В них гармонирует юмор и лирика, грусть и радость, она пишет легко и серьезно. А главное, не повторяет себя и других».

Стихотворения о школе

Первый урок

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс, –
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят – иди к доске, –
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Звонки

Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой
Раздается три звонка.

Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон –
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой –
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.

Ну, а если единица –
Он тихонько в дверь стучится.

В. А. Капцев,
кандидат филологических наук, доцент
(управление дистанционных образовательных услуг Образовательного центра НИО)