Печать
Категория: Инклюзивное образование

Наша страна поступательно движется в русле изменений, происходящих в мировом образовательном пространстве, в отношении лиц с особенностями психофизического развития, лиц с инвалидностью.

В 2016 году ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, утвержден Национальный план действий по ее реализации. Положения Конвенции нашли отражение в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, Государственной программе «Образование и молодежная политика».

22 апреля 2022 года на базе Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка состоялся круглый стол о взаимодействии с общественными объединениями в контексте реализации принципа инклюзии в образовании.

Среди участников – руководство и сотрудники Министерства образования, представители общественных объединений: «Белорусский союз женщин»; «Белорусское общество глухих»; «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» Минской областной организации; «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам»; «Мир без границ»; «Белорусский детский фонд» Могилевского областного отделения; «Белорусский комитет Спешиал Олимпикс»; «Гильдия отцов»; специалисты Института инклюзивного образования БГПУ, Национального института образования, Республиканского института профессионального образования. 

Участники круглого стола ознакомились с презентацией опыта работы Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ»; обсудили научно-методическое обеспечение содержания образования лиц с особыми образовательными потребностями; ресурсное обеспечение принципа инклюзии в образовании; повышение уровня и качества образования глухих; обменялись мнениями по расширению возможностей включения детей и молодых людей с инвалидностью в учреждения образования; заслушали информацию эксперта о том, как спорт помогает людям с интеллектуальными нарушениями.

Во время конструктивного разговора было отмечено, что система образования республики обеспечивает реализацию права каждого гражданина на образование, его социальную адаптацию и интеграцию в общество, равный доступ к получению образования независимо от наличия нарушений, их вида и степени выраженности. Это не только повышает качество жизни обучающихся, но и содействует достижению социальной справедливости, стабильности и устойчивому развитию.

Важным достижением современной системы образования является ее вариативность. В приоритете – предоставление каждому ребенку возможности получить помощь и поддержку специалистов, начиная с самого раннего возраста и, вплоть, до получения профессии.

Речь идет не только об учреждениях специального образования. В учреждениях дошкольного и общего среднего образования созданы надлежащие условия для интегрированного обучения и воспитания детей, оказания коррекционно-педагогической помощи.

Сеть учреждений образования, в которых получают образование дети с особенностями психофизического развития, включает: 238 учреждений специального образования (141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 49 специальных дошкольных учреждений, 48 специальных школ (специальных школ-интернатов)); около 4 тыс. специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования; более 5 тыс. специальных классов и классов интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования; 3,7 тыс. пунктов коррекционно-педагогической помощи в учреждениях дошкольного и общего среднего образования; 138 кабинетов ранней комплексной помощи в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Своего рода помощниками, проводниками для системы образования в поиске оптимальных условий для получения образования и удовлетворения образовательных потребностей ребенка и его семьи являются родители. Именно они по мнению специалистов являются не только полноправными участниками образовательного процесса, но и принимают решение о выборе образовательного маршрута для своего ребенка, определяют эффективные пути успешной социализации своих детей.

Пресс-центр Министерства образования Республики Беларусь