Печать
Категория: Экономика образования

Апрельский номер аналитического издания «Education Indicators in Focus», выпускаемого под эгидой ОЭСР, посвящен вопросам, связанным со стоимостью обучения в учреждениях высшего образования и формами социальной поддержки, предоставляемой студентам во время обучения.

Показатели в странах OЭCР существенно различаются по уровню расходов на одного студента, а также соотношению государственного и частных источников финансирования высшего образования.

В выпуске отмечено, что модель финансирования, применяемая в высшем образовании, отличается от используемой для начального и среднего образования прежде всего бóльшим объемом финансирования из частных источников. Например, в странах ОЭСР этот показатель в среднем составляет 30 %. В Австралии, Чили, Японии, Корее и США частное финансирование высшего образования превышает 50 %.

Во многих государствах ОЭСР значительную часть расходов покрывают индивидуальные домашние хозяйства. Однако в странах с высокой оплатой за обучение, как правило, в финансирование вовлечены также частный бизнес и негосударственные организации. Доля таких расходов достигает 15 % и более в Австралии, Израиле, США и превышает 20 % в Канаде, Корее и Великобритании. Стоит отметить, что в названных государствах стоимость обучения выше средней по странам ОЭСР.

В четырех скандинавских странах (Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции), а также в Эстонии, Словакии, Словении и Турции государство не устанавливает плату за обучение для «национальных» студентов в государственных учреждениях высшего образования и частных учреждениях высшего образования, получающих дотации от государства. При этом следует отметить, что в большинстве указанных стран установлены высокие ставки подоходного налога для физических лиц. Стоимость обучения в государственных университетах стран ОЭСР превышает 2000 долларов в год (в пересчете по паритету покупательской способности).

 

В странах OЭСР обладатели степени магистра или эквивалентной степени имеют большие и лучшие возможности для трудоустройства, их заработок превышает заработок бакалавров. При этом стоимость обучения для получения степени магистра, устанавливаемая государственными университетами для «национальных» студентов, как правило, незначительно выше стоимости программ бакалавриата. В 2/3 стран OЭСР в государственных университетах обозначена одинаковая оплата на дневной форме обучения для «национальных» студентов вне зависимости от уровня программы. В остальных государствах эта разница существенна. Например, в Корее и США стоимость магистерской программы в государственных учреждениях высшего образования на 30 % больше бакалаврской, в Австралии – на 60 %. В Бельгии и Колумбии оплата магистратуры почти в три раза превышает бакалавриат.

Все больше стран ОЭСР повышают стоимость обучения для иностранных студентов. Например, в Дании и Швеции, где высшее образование значительно поддерживается государством (субсидируется), в последние несколько лет увеличилась оплата за обучение для иностранных студентов из стран, не входящих в состав Европейского союза.

В последнее время прослеживается тенденция к дифференциации стоимости обучения в зависимости от области получаемого образования, что объясняется существенными различиями в отдаче от образования в виде будущих доходов (размере получаемой заработной платы). В Австралии, например, самая высокая плата за получение степени магистра – 10 231 долларов США (программы по социальным наукам, бизнесу и праву) – в три раза превышает самую низкую – 3876 долларов США (программы по образованию). В  стране прослеживается закономерность: стоимость обучения снижается в тех сферах, где наблюдается нехватка кадров.

Финансовая поддержка, оказываемая студентам в странах ОЭСР, значительно варьируется. Например, в Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, где плата за обучение незначительная или вообще отсутствует, обучающимся доступны различные государственные субсидии. В Японии и Корее до проведения реформ студенты платили достаточно много за обучение, между тем доступность государственных субсидий была относительно низкой. В Австрии, Бельгии, Франции, Италии и Швейцарии финансовая поддержка также ограничена.

Согласно отчету ОЭСР «Взгляд на образование – 2015» установление высокой стоимости обучения (в сравнении со средним значением по странам OECD) и одновременное предоставление студентам возможности получить финансовую поддержку от государства могут быть эффективны для увеличения доступности высшего образования и рационального использования ограниченных бюджетных средств. Стоит отметить, что страны с развитой системой финансовой поддержки (такие как Австралия и Новая Зеландия) имеют показатель по охвату населения высшим образованием выше среднего по сравнению с другими странами OЭСР, несмотря на то что стоимость обучения здесь очень высокая.

Между тем, как отмечается в издании, широкий охват населения высшим образованием объясняется не столько уровнем оплаты за обучение, сколько наличием развитой системы финансовой поддержки. В частности, для некоторых стран с низким уровнем оплаты за обучение (Австрия, Италия), но слабой системой финансовой поддержки студентов характерен небольшой показатель по охвату высшим образованием.

В выпуске затронут вопрос о связи образовательных достижений студентов с формой получения студентом финансовой поддержки. Система финансовой поддержки студентов, предусматривающая как ссуды (размер которых зависит от дохода студента), так и пособия (выплачиваемые на основании нуждаемости), не только способствует получению высшего образования и обеспечивает его равенство для всех, но и приводит к лучшим результатам по итогам обучения (на примере Австралии и Новой Зеландии).

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

 

Источник:

How much do tertiary students pay and what public support they receive? [Electronic resource] // Education Indicator in Focus ; OECD. – January, 2016. – № 41. – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jlz9zk830hf.pdf?expires=1475160202&id=id&accname=guest&checksum=0AECB3C91869E8D0DAB12065ADDEF07B. – Date of access: 29.09.2016.

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО