Печать
Категория: Экономика образования

Январский номер аналитического сборника «PISA in Focus», издаваемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвящен обсуждению вопроса, сколько времени проводят учащиеся в сети Интернет вне школы и как это сказывается на них.

 В 2012 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) 29 стран – участниц ОЭСР и 13 стран-партнеров провели дополнительный опрос школьников на предмет осведомленности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В анкету были включены новые (по сравнению с 2009 годом) вопросы, например: с какого возраста ученики стали пользоваться Интернетом; какое количество времени они проводят в Интернете в течение учебной недели и в выходные дни; как используют компьютер в процессе обучения математике (предмет представлял главный интерес исследований PISA-2012).

В опросник для руководителей учреждений образования был включен новый вопрос о возможности использования учениками доступа к сети Интернет в процессе подготовки школьных заданий.

Как показали результаты исследования, пятнадцатилетние подростки имеют по меньшей мере пятилетний опыт работы в Глобальной сети. В среднем 57 % опрошенных учеников из стран – участниц ОЭСР впервые пользовались Интернетом, не достигнув 10 лет. В Дании и Голландии более 30 % учащихся познакомились со Всемирной сетью, когда им не было и 7 лет. Между тем в некоторых странах значительная доля школьников, участвующих в PISA-2012, стала пользоваться Интернетом совсем недавно. В Иордании, Российской Федерации и Сербии более 30 % учащихся получили доступ в Сеть после достижения ими 13 лет. В Иордании и Мексике более 5 % пятнадцатилетних школьников и вовсе не пользовались Интернетом.

Данные исследования PISA-2012 свидетельствуют, что учащиеся значительно больше времени проводят в Сети вне школы.

Как было сказано выше, опрос впервые проводился с целью определения времени, в течение которого школьники пользуются Интернетом. Поскольку ответы давались по категориальной шкале (респондентов просили выбрать один из предложенных вариантов), не было возможности вычислить среднее количество часов, проводимых учениками в Глобальной сети. Между тем с большой степенью достоверности была установлена нижняя граница количества минут. Так, ответ «от 1 до 2 часов» был преобразован в значение «не менее чем 61 минута».

По данным анкетирования, в большинстве стран – участниц ОЭСР пятнадцатилетние подростки проводят в Интернете (вне школы) обычно более двух часов в день (как в будние, так и в выходные дни). Каждый  четвертый учащийся (25 %) из Австралии, Дании, Эстонии, Норвегии, Российской Федерации и Швеции ответил, что находится онлайн по будням более четырех часов в день. В среднем же школьники из названных стран, а также Чехии и Исландии проводят в Сети в будний день не менее двух часов.

Свыше 40 % учащихся из Дании, Эстонии, Макао, Норвегии и Швеции в выходные пользуются Интернетом более четырех часов в день. Противоположная картина наблюдается в Ирландии, Италии, Корее, Мексике и Турции: в этих странах менее 20 % респондентов находятся онлайн свыше указанного времени; около 60 % – менее двух часов. В Турции и Мексике это объясняется ограниченным доступом к Интернету. Между тем в Ирландии, Италии, Корее, где лишь незначительная доля школьников не имеет возможности подключения к Сети, большинство учащихся в редких случаях проводят в Интернете более двух часов в день.

В результате анкетирования была выявлена следующая закономерность: в выходные дни больше времени онлайн проводят мальчики (по сравнению с девочками). В среднем в группе стран – участниц ОЭСР разница составляет 18 минут в день. В Германии, Корее, Лихтенштейне, Швеции, Китайском Тайбэе она достигает 40 минут в день. Но есть и исключения: участницы опроса из Чили, Японии, Мексики и Испании проводят в выходные дни в Интернете больше времени по сравнению с участниками.

В анкете был представлен вопрос о цели использования школьниками Глобальной сети. Предлагалось 10 вариантов ответа. По каждому подсчитывалось количество учащихся, сообщивших об использовании того или иного вида деятельности не менее одного раза в неделю.

Большинство участвующих в опросе школьников ответили, что используют Интернет для развлечений: около 88 % делают это по крайней мере раз в неделю. Рекордсменом по выбору данного ответа стала Эстония (95,8 %); на противоположном полюсе – Иордания (57,6 %).

На данный вопрос были также даны следующие ответы:

По сравнению с 2009 годом такие виды деятельности, как использование электронной почты, беседы в чатах, участие в онлайн-играх с одним игроком, стали менее популярны (уменьшение на 2,8, 5,9 и 4 % соответственно). Вместе с тем значительно увеличилось число школьников, которые загружают из Сети музыку и другое, участвуют в коллективных онлайн-играх (увеличение на 6,4, 4,9 и 1,1 % соответственно) и т. п.

Вызывает интерес ситуация в Японии и Корее. Учащиеся проводят в Интернете (вне школы) меньше времени по сравнению со средним значением для стран – участниц ОЭСР. Вместе с тем отмечается, что эти государства имеют превосходный широкополосный доступ в Глобальную сеть и являются лидерами по использованию переносных устройств для доступа к интернет-сервисам. В 2012 году в Корее 87,3 % домашних хозяйств имели доступ к сети Интернет, из них 99,7 % – через смартфоны. Поскольку в анкетировании не фигурировал термин «компьютер», возможно, школьники не учитывали при ответах свои действия в Сети через переносные устройства.

В странах, в которых значительная доля учащихся дома имеет доступ к Интернету, дети из неблагополучных семей находятся онлайн в среднем столько же времени, сколько и из благополучных.

В связи с расширением доступа к Глобальной сети встает проблема защиты от потенциального отрицательного воздействия ИКТ (например, мошенничество онлайн, киберзапугивание и др.) По данным исследования, проведенного в Европе в 2010 году, жертвами киберзапугивания за 2009 год стали 6 % детей в возрасте от 9 до 16 лет. В 2014 году их число выросло до 12 %.

Злоупотребление Интернетом, как и длительное нахождение перед монитором, может иметь негативные последствия, связанные, например, с плохой успеваемостью, усилением межличностных и внутриличностных конфликтов.

Данные опроса, проводимого в рамках PISA-2012, свидетельствуют, что активные пользователи в два раза чаще, чем умеренные (те, кто находятся онлайн от 1 до 2 часов в день), испытывают чувство одиночества в школе (14 и 7 % соответственно). Напротив, учащиеся, хорошо интегрированные в школьную жизнь, в меньшей степени склонны проводить более 6 часов онлайн. Экстремальные пользователи Интернета в среднем демонстрируют более низкие результаты по математике, чем их сверстники (в PISA).

Данные исследования показывают, что «правильное» применение ИКТ является системной проблемой, требующей внимания со стороны всех заинтересованных сторон – родителей, учителей, врачей, а также общества.

Рисунок 1 – Государства, в которых количество времени, проводимое учащимися в Интернете, превышает среднее значение по странам – участницам ОЭСР

Рисунок 2 – Государства, в которых количество времени, проводимое учащимися в Интернете, ниже среднего значения по странам – участницам ОЭСР

 

Рисунок 3

 

Рисунок 4

 

Рисунок 5

 

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

 

Источники:

Students, Computers and Learning: Making the Connection, PISA, OECD Publishing [Electronic resource] // OECD. – 2015. – Mode of access:

http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/students-computers-and-learning_9789264239555-en#page1;

Does it matter how much time students spend on line outside of school? [Electronic resource] // PISA in Focus. – 2016. – № 1 (January). – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jm5fb7cq0zp.pdf?expires=1460453420&id=id&accname=guest&checksum=5BABCEF277E59372F8B252AB32C470B8

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО