В 2019 году исполняется 90 лет со дня основания Национального института образования.

Институт начал свою историю от созданного в 1929 году НИИ педагогики и педологии и на протяжении исторического пути неоднократно менял свои названия. В 2002 году институт получил свое нынешнее название – научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

В течение девяти десятилетий важнейшей задачей института было и остается проведение научных исследований, которые определяют содержание и методики обучения и воспитания подрастающих поколений. Под научно-методическим руководством института обеспечивается разработка концепций и образовательных стандартов, учебных программ, календарно-тематического планирования, дидактических, диагностических материалов, электронных средств обучения, методических рекомендаций для дошкольного, общего среднего и специального образования.

С начала 90-х годов ХХ века на институт была возложена ответственная задача по созданию национальной системы учебного книгоиздания. С этого времени началась разработка отечественных учебников для учреждений общего среднего и специального образования по всем учебным предметам. К этой деятельности привлечены лучшие специалисты страны, работающие в Национальной академии наук, ведущих университетах, институтах развития образования, а также методисты, учителя.

Благодаря институту участники образовательного процесса имеют возможность оперативно знакомиться с современными научными разработками, внедрять результаты научных исследований в практику. Большим авторитетом у специалистов системы образования страны пользуется созданный институтом национальный образовательный портал (www.adu.by), который стал реальным помощником для родителей и учащихся, учителей, методистов, руководителей системы образования.

С 2003 года институт проводит ежегодный мониторинг качества общего среднего образования по четырем направлениям: уровни обученности, личностного развития, утомляемости и работоспособности учащихся, качества услуг в сфере образования.

Институт обеспечивает научное и организационное сопровождение республиканских экспериментальных проектов, в ходе которых проходят апробацию научные новшества и разработки перед их внедрением в массовую образовательную практику (учебные планы, учебные программы, нормы оценки, новые методики и средства обучения).

В институте осуществляется подготовка научных кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре по 4 областям наук и 8 специальностям. При институте плодотворно работают два совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук.

В последние годы сфера деятельности института значительно расширилась. Специалисты института разрабатывают новые механизмы финансирования системы образования; осуществляется комплексное оснащение учреждений общего среднего образования интерактивными панелями, учебным оборудованием и средствами обучения для кабинетов физики, химии, биологии; реализуется проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь», который осуществляется в соответствии с соглашениями о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития. Проект предусматривает капитальный ремонт учреждений общего среднего образования; закупку учебно-лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии и информатики; исследование качества образовательной среды в учреждениях образования с использованием международного инструментария; укрепление национальной системы оценки образовательных достижений учащихся; проведение расширенного исследования качества образования на основе результатов PISA 2018 и 2021 годов и др.

Институт получил признание не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. Об этом свидетельствуют растущие международные связи, кооперация с международными и зарубежными организациями и учреждениями, участие в исследовательских проектах, проведение на высоком уровне научных мероприятий, выставок, подготовка научных работников высшей квалификации.

Благодаря проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, активному использованию в своей деятельности современных, в том числе информационных, технологий коллектив института неизменно добивается значительных успехов в выполнении поставленных задач и реализации новых проектов.

Основные вехи в развитии образования страны неразрывно связаны с достижениями коллектива института, многолетним трудом поколений ученых, методистов, специалистов, высоким уровнем научных школ, созданных в институте, ответственным и творческим подходом к решению актуальных научных и методических задач, верностью традициям и нацеленностью на новаторство.

Фотографии с торжественного собрания, посвященного 90-летию Национального института образования, можно посмотреть в виртуальном альбоме «Национальному институту образования – 90 лет!».

 

НИО