Жизненный и творческий путь Василия Тропинина (1776–1857) удивителен: сын крепостного, отправленный в Петербург учиться на кондитера, а затем лакея и крепостного живописца, получивший вольную только в 1823 году, стал одним из знаковых и самобытных портретистов своего времени и был избран академиком живописи в 1824 году.
Тропинин в своем творчестве во многом разделяет концепцию романтической личности. А собственно свобода творчества становится для него непременной составляющей самого человеческого существования, где «халат» и «хижина» важнее популярности и почестей. Именно поэтому он разменял славу известного и востребованного петербургского портретиста на московскую жизнь по своей воле. Здесь, в своей «хижине» в доме Писаревой на Ленивке, он прожил 30 счастливых лет. Двери его квартиры были исписаны автографами друзей: «Был Брюллов», «Был Витали», «Снова был Брюллов».
В целом для произведений мастера свойственны попытка передать изменчивое и непрестанное движение жизни, особая атмосфера «домашнего», «интимного» образа, когда человек не скован какими-либо условностями службы или светских приличий и предстает естественно. Именно поэтому большинство личностей на портретах изображены в повседневной одежде, столь любимых автором халатах, с расстегнутым воротом рубашки или в небрежно повязанном шейном платке («Портрет П. Булахова», «Портрет К. Равича», «Гитарист», «Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля»). В 1827 году В. Тропинин и О. Кипренский написали пушкинские портреты, ставшие хрестоматийными и в определенном смысле противостоящие друг другу. Так, у Кипренского Пушкин предстает в модном столичном образе Онегина, а у Тропинина получился образ «домашний», московский и всецело человеческий.
Однако в его поисках естественной натуры присутствуют и черты других стилей – сентиментализма в изображении тонкости человеческих переживаний, «реализма души», просветительства в передаче детства как мира особой чистоты и мечтательной непосредственности. Тропинин любил прописывать детали одежды, создал в своих произведениях неповторимую цветовую гамму зеленых, серых и золотисто-охристых, коричневых тонов и полутонов.
В русской живописи Тропинин сделал два открытия.
Первое – это портреты людей «низкого звания» – крепостные крестьяне, «ямщик, опирающийся на кнутовище», его знаменитые «трудовые девушки»: «Пряха», «Кружевница», «Золотошвейка», в которых красота молодости сочетается с поэтизацией повседневного труда.
Второе – представил с особенной теплотой и простотой галерею детских образов: «Мальчик, тоскующий об умершей птичке», «Мальчик с жалейкой», «Портрет кн. М. А. Оболенского ребенком» и, конечно, «Портрет Арсения Тропинина», с которым у художника на протяжении всей жизни существовала трогательная дружба.
В. А. Капцев,
кандидат филологических наук, доцент
(управление дистанционных образовательных услуг
Образовательного центра НИО)