В кругу детского и подросткового чтения фэнтези занимает одно из наиболее почетных мест. Как известно, сам жанр, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов, в современном виде сформировался в первой трети ХХ века. Однако поклонникам «Гарри Поттера» будет небезынтересно узнать, что у его истоков стояли два великих сказочника-гуманиста – писатель Дж. Р. Р. Толкиен и режиссер Александр Роу.

Детские годы великого русского режиссера-сказочника А. Роу (1906–1973) – это самостоятельный захватывающий сюжет и настоящая школа жизни. Он был сыном ирландского инженера и гречанки. Детство провел в Сергиевом Посаде – одном из центров русского православия. После того как отец оставил семью, Роу стал главным кормильцем в семье и брался за любую работу: торговал спичками, был помощником священника, рабочим сцены в агиттеатре. Последнее предопределило увлечение визуальными искусствами.

А. Роу окончил актерское отделение киношколы им. Б. Чайковского, учился в Московском драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой, был ассистентом режиссера самого Я. Протазанова.

Человек всегда интересовался мистическим и иррациональным. Собственно фантастическое открыли в литературе романтики, которые обратились к материалу национального фольклора – преданий, легенд и сказок. По этому пути следуют и наши первооткрыватели. Однако Толкиен на основе фольклора создает огромный фэнтезийный мир, а А. Роу как режиссер оживляет сказочных персонажей, делая их образы незабываемыми: чего только стоит хрестоматийная Баба-Яга в исполнении Г. Милляра. В фильмах режиссера снялись звезды советского кино – С. Столяров, С. Мартинсон, М. Пуговкин, Л. Хитяева, Т. Пельтцер, И. Чурикова. А. Роу выступил новатором детского кино, когда впервые доверил волшебный сюжет живым актерам. Он создал визуальное волшебное пространство, и самый требовательный детский зритель ему безоговорочно поверил. Актриса И. Чурикова, сыгравшая незабываемую Марфушеньку-душеньку в фильме «Морозко», вспоминает: «У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

Гениальность А. Роу состояла еще и в том, что он был великим экспериментатором и новатором в области спецэффектов – самодвижущаяся печка, пятящиеся гуси, говорящая щука, самый настоящий Змей Горыныч 11 метров длиной и 5 метров высотой, внутри которого размещались 20 человек.

При этом фильмы А. Роу могли быть необычайно актуальными и в иносказательной форме выражали гражданскую позицию, например «Кощей Бессмертный», снятый в 1944 году, где образ врага ассоциировался с фашизмом, а победа добра над злом – с многовековой защитой родной земли от захватчиков.

Всего сказочная эпоха А. Роу вместила в себя 16 фильмов. Это не только народные сказки, но и экранизации классических сказочных произведений русской и мировой литературы («Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Марья-искусница» (1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал» (1963)), где режиссер оставался верен себе – непременная победа добра над злом предопределена самой человеческой натурой, но для нее герои должны пройти через испытания, быть неравнодушными к чужой беде.

Отметим и тот факт, что речь героев фильмов зачастую настолько афористична, что мы начинаем их цитировать в повседневной жизни: «Тепло ли тебе девица…», «…упитанный, а невоспитанный!», «Ты – естеством, а я – колдовством!».

В 1965 году позже ставший легендарным фильм «Морозко» получил Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции. С 1966 года он находился в прокате США. Одним из зрителей фильма был Стивен Спилберг, который назвал «Морозко» предтечей многих шедевров Голливуда. По признанию кинорежиссера, картина произвела на него столь мощное впечатление, что во многом определила собственную творческую судьбу.

В наше время визуальных и виртуальных практик фильмы, снятые в жанре фэнтези, собирают рекордное количество зрителей во всем мире. Однако следует помнить, что именно А. Роу был одним из первых режиссеров-сказочников с душой ребенка. Ведь только такой человек способен подчинить магию волшебства и превратить ее в экранную магию.

В. А. Капцев,
кандидат филологических наук, доцент
(управление дистанционных образовательных услуг Образовательного центра НИО)