Имя Михаила Врубеля (1856–1910) ассоциируется с периодом русской культуры, именуемым Серебряным веком, для которого характерна идея особой полифонии и синтеза различных искусств в поисках мировой гармонии. Жизнь художника и его творческие поиски стали трагическим символом эпохи. Мы представляем его через три характерные черты.

Музыкальность. Для символистов Врубель был идеальным типом художника – и в своем трагическом, неустроенном мироощущении, и в постоянном обращении к литературному контексту, и в манере письма, когда мастер благодаря особому чутью способен «подслушать» у музыки живые «аккорды» цвета и показать «музыкальность» красок. Врубель обладал редчайшим даром колориста. Как только не называли его творческий стиль: «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей», «манера писать разноцветными кубиками», «особая кристаллическая техника». Недаром в юности он увлекался минералогией, делал модели из гипса, а позже подолгу изучал игру граней драгоценных камней. На его полотнах мелкие мазки, детали также имеют свои индивидуальное, особое симфоническое звучание красок.

Метафоричность. Произведения Врубеля непременно связаны с литературой. Исследовательница Н. А. Дмитриева отмечает: «В целом… творчество Врубеля насквозь „литературно“: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника». При этом определяющую роль играет не сюжет, а особое эмоционально-лирическое звучание. Врубель писал картины-симфонии, которые создавали между ним и зрителем состояние особого диалога. А. Блок говорил о Врубеле как о пророке-визионере: «…у Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение».

Многогранность таланта. За 30 лет Врубель оставил более 200 произведений. Среди них портреты (прежде всего сюита портретов супруги и музы Н. И. Забелы-Врубель), картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона: гениальная простота фресковой живописи и библейских эскизов, сказочный пантеизм и восточное волшебство полотен «Царевна-лебедь», «Пан» и «Девочка на фоне персидского ковра». И, конечно, монументальность Демона. Здесь следует говорить об особом взаимоотношении двух художественных миров – Лермонтова и Врубеля. Лейтмотив гордого изгнанничества, образ Демона не отпускают не только его создателя-поэта, но и художника. В 1888 году Врубель создает бюст и фигуру Демона. В виртуозных иллюстрациях к одноименной поэме во многом и сложилась графическая манера мастера, трактующая мир как «магический кристалл».

Неудовлетворенность своим творчеством, ощущение несовершенства мира и попытка заглянуть на грань бытия предопределяют галерею врубелевских персонажей – Фауст, Гамлет, Григорий Печорин. В сложной судьбе художника не было с самого года рождения безмятежного благополучия: он рано потерял мать, много скитался, переезжая с семьей из одного города в другой. Потом тяжелая пора учения, окрашенная невзгодами, лишениями, за ней долгие годы непризнания, болезнь. Поэтому за различными образами – «Демон сидящий» (1990), «Демон летящий» (1999) и «Демон поверженный» (1902) – выступает трагическая биография самого Врубеля. Мастер, как никто знавший объем своего дарования, свою творческую силу, не исполнил до конца грандиозных замыслов, которыми была полна его душа, и оставил тайну своего прихода в этот мир неразгаданной.

В. А. Капцев,
кандидат филологических наук, доцент
(управление дистанционных образовательных услуг Образовательного центра НИО)