Шевцова Людмила Ивановна
доцент кафедры литературы Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, кандидат педагогических наук.

Сфера научных интересов:
актуальные проблемы преподавания литературы в современной школе: литературное развитие учащихся, теория и практика анализа произведений художественной литературы, современные технологии в преподавании литературы, теория литературы в школе.

 

 

  

Перечитаем классику: рассказ И. С. Тургенева «Муму»

В статье рассматривается организация повествования в рассказе И. С. Тургенева «Муму» как цепи эпизодов двух центральных историй в жизни главного героя. Обращается внимание на события, нарушающие привычный ход жизни персонажа и приведшие к необратимым последствиям, на детализацию художественного мира. Истории с Татьяной и Муму расширяют границы внутреннего «я» Герасима, заставляют впервые испытать личные чувства, не связанные со служением миропорядку: заботу о другом, радость общения, личную ответственность. Смерть Муму является символической смертью несостоявшегося преображения Герасима.

Ключевые словаповествование, читательское восприятие, конфликт, миропорядок, детализация, речь, сюжетная схема.

Полный текст статьи размещен здесь.

Старжинская Наталья Степановна
ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
подготовка детей к школе, обучение детей грамоте, развитие речи дошкольников и обучение их родному и второму языкам, использование информационно-коммуникационных технологий для формирования базовых основ культуры дошкольников.

 

 

  

Особенности формирования основ читательской грамотности у воспитанников
учреждений дошкольного образования в США

Рассматриваются основы формирования начал читательской грамотности у детей дошкольного возраста в США: необходимые ключевые прогностические навыки и способности, основные принципы раннего приобретения грамотности. Приведены рекомендации по обеспечению равного доступа к получению детьми начал грамотности в области чтения и письма.

Ключевые словадети дошкольного возраста; развитие речи и начала читательской грамотности (ранняя грамотность); эмерджентная грамотность; ключевые прогностические навыки и способности; рекомендации.

Полный текст статьи размещен здесь.

Навицкая-Гаврилко Виктория Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.

Сфера научных интересов:
психология ребенка с особенностями интеллектуального развития.

 

  

 

 

Светлакова Ольга Юрьевна,
старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.

Сфера научных интересов:
интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование.

 

 

 

 

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь

На основе теоретического анализа современных научных исследований определены условия эффективного обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В результате эмпирического исследования выявлены актуальные проблемы обучения и воспитания детей РАС в Республике Беларусь, намечены векторы работы по совершенствованию образовательного процесса для детей данной категории. 

Полный текст статьи размещен здесь.

Пальчик Геннадий Владимирович
заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
проблемы повышения качества образования; стратегия и механизмы трансформации образовательных систем в условиях развития информационного общества; научно – педагогические основы создания и использования информационно-образовательных ресурсов; научно-методические основы профильного обучения и развития лицейского образования; методика обучения и воспитания, менеджмент образования, подготовка педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования.

 

  

Потенциал профориентационной работы в системе общего среднего образования в условиях развития информационного общества

Рассматривая профориентацию как педагогическую проблему, связанную с развитием способности обучающихся управлять собственной карьерой, автор акцентирует внимание на международном и отечественном опыте и тенденциях использования информационно-коммуникационных технологий сопровождения профориентационной работы, проводит SWOT-анализ их применения в национальной системе общего среднего образования.

Ключевые слова: профориентация; общее среднее образование; информационно-коммуникационные технологии.

Полный текст статьи размещен здесь.

Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.

 

 

 

 

 

Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения

В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.

Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.

Полный текст статьи размещен здесь.

Окончание. Начало: https://www.adu.by/images/2023/02/rusetskiy.pdf.