Александр Федорович Надтока, заведующий отделом обучения географии и экономике, старший научный сотрудник Института педагогики НАПН Украины, кандидат педагогических наук.

Педагогический стаж в области методики обучения – 27 лет, научный стаж в области методики обучения – 11 лет.

 

 

 

 

 

Прогностика развития географического образования
в общеобразовательных учебных заведениях Украины

Рассматриваются проблемы соответствия географического сегмента государственных образовательных стандартов и учебных программ по географии тенденциям развития педагогической науки. Констатируется, что география как школьный предмет имеет дуалистический характер и ряд ключевых моментов по внедрению личностно ориентированного обучения в школьную практику.

Ключевые слова: Государственные образовательные стандарты, учебные программы, курикулум, педагогические технологии.

The paper addresses the problem of matching geographic segment state educational standards and curricula in geography trends of teaching science. Is noted that geography as a school subject has a dual nature and number of key points for implementation of personal study in school practice.

Key words: State educational standards, curricula, kurykulum, educational technology.

На современном этапе меняются основы всей системы образования Украины. В частности, формируются основы Новой украинской школы, которая направляет общеобразовательные учебные заведения на создание условий для личностного развития и творческой самореализации гражданина. Успешное решение этой задачи предполагает использование всех возможностей учебных предметов, в том числе и географии, и разработки, и реализации новых методик и средств обучения. А вхождение образовательной системы Украины в европейскую образовательную плоскость накладывает свой отпечаток на процесс обновления содержания обучения, ведет за собой создание предметных концепций, обновление государственных образовательных стандартов и перспективную переориентацию учебных программ на новые уровни [4].

Вышеупомянутые положения указывают на приоритетную роль образования в современном мире, социальную значимость педагогики, важность развития методик обучения школьным предметам, направляют на эволюционную смену методических основ как образовательной системы вообще, так и основ отдельных школьных предметов и курсов в частности, их формирование на принципах личностно ориентированного обучения с учетом компетентностного, проблемного, деятельностного, краеведческого подходов. Ведь сегодня выпускник школы для успешной самореализации должен приобрести такие качества, которые позволяли бы раскрыть свой потенциал и национально идентифицироваться в сложном глобализированном мире, а именно:

  1. Умение самостоятельно и критически мыслить.
  2. Иметь способность генерировать новые идеи.
  3. Адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям.
  4. Грамотно работать с различными источниками информации и накапливать необходимый фактический материал.
  5. На практике применять полученные знания.
  6. Иметь креативный потенциал, способность к творческому мышлению.
  7. Быть коммуникабельным и контактным в различных социальных группах, избегать конфликтов, уметь работать в коллективе.
  8. Постоянно работать над развитием интеллекта, нравственного и культурного уровней.
  9. Позиционировать себя как гражданина и патриота Украины [9; 10, с. 8].

 

Все это соответствующим образом влияет на структурирование содержания образования, которое заключается в содержательном наполнении школьных предметов, обязательных для изучения. Итак, вопросы формирования содержания и методических основ школьных географических курсов являются одной из важных задач национальной педагогической науки на современном этапе, они действительно выступают системообразующим фактором, который объединяет в целостную систему базы знаний, методов, приемов обучения и форм работы и их реализацию через средства обучения, в том числе и учебники. Применив принцип анализа, заметим, что в данный момент существуют значительные различия между европейским и отечественным географическим образованием. В общих чертах это выражается в следующих положениях:

  1. Европейское географическое образование в общеобразовательных учебных заведениях опирается на принципы курикулума. Поэтому все образовательные документы постоянно эволюционируют и действуют по принципу открытой системы.
  2. Школьная география в Европе четко дуалистическая: существуют естественная география – natural geography (приближенный аналог отечественной физической географии) и общественная география – human geography (приближенный аналог отечественной социальной географии). Однако они могут существовать как отдельные общеобразовательные предметы и никто искусственно их не объединяет.
  3. Европейские ученики могут тратить больше времени на географическое познания, особенно когда это касается своей страны. Заметим, что учебная программа по географии 2013 года на изучение физической географии Украины выделяет 2 часа в неделю в 8-м классе, а в 9-м классе экономическая и социальная география Украины изучаются вообще по 1,5 часа в неделю. Например, во Франции курс «Природа Франции» изучается в течение 3-х лет, по 5 часов в неделю в средней школе на девятом году обучения в обязательном учебном плане. Это учитывая тот факт, что на гуманитарные предметы там отводится вдвое больше часов, чем на естественно-математические. В немецких гимназиях на родной язык, иностранные языки, историю, географию, предметы эстетического цикла приходится до 60 % учебного времени, а в средней школе Италии – до 50 %.
  4. В обучении географии в Европе доминируют компетентностный и деятельностный подходы, практическая составляющая, широко используется проектная деятельность.

 

Таким образом, ориентация учебно-воспитательного процесса только на восприятие определенного объема знаний, задекларированных учебной программой, тем более сжатой по времени, ограниченной в плане реализации практической составляющей, не соответствует ни изменившимся условиям, ни требованиям общества. Поэтому далее мы рассмотрим сущность и основные характеристики процесса обучения географии, его содержание и структуру. Однако данный вопрос может быть раскрыт на основе современного видения такой важной дидактической категории, как обучение. Так возникает необходимость уточнить понятийно-категориальный аппарат. Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы показал, что достаточно часто синонимично приводятся понятия «учебный процесс», «процесс обучения», «обучение». Так, Ю. Бабанский отмечал: «Иногда различают понятия „процесс обучения“ и „учебный процесс“. Под последним понимают специфический процесс обучения в определенном учебном заведении. Но такое различение этих терминов является чисто условным» [1, с. 16]. Вместе с тем анализ литературы (Г. Костюк, И. Лернер, В. Репкин, О. Савченко, В. Ягупов и др.) свидетельствует о разной смысловой нагрузке данных понятий. В частности, О. Савченко отмечает, что учебный процесс охватывает все компоненты обучения: деятельность преподавателя, деятельность учащихся и такие его составляющие, с помощью которых он реализуется: цель, содержание, принципы, методы, средства, формы организации, результаты [11, с. 101]. В современных учебно-методических работах наблюдается определенная эволюция понятия «обучение». Так, В. Бондарь отмечает: «Обучение – это природная особенность индивидуума приобретать жизненный опыт в процессе саморазвития (самообучения) за счет его активного взаимодействия с объектами окружающего мира, в котором проявляется взаимосвязь между носителем опыта и его потребителем, то есть между социальным и природным окружением и ребенком» [3, с. 63]. Относительно термина «обучение» важные выводы сформировал П. Пидкасистый. Он рассматривает этот срок и как категорию педагогической науки, и как процесс обучения, или, как его еще называют, дидактический процесс, – понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это изменение состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности [11; 3, с. 134]. В. Беспалько представляет его по следующей формуле: ДП = М + Аф + Ау, где ДП – дидактический процесс; М – мотивация учащихся к обучению; Аф – алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика); Ay – алгоритм управления (деятельность преподавателя по управлению обучением (учителя)) [2]. 

В результате обработки вышеупомянутых источников и анализа педагогического опыта следует заметить, что существует потребность в новейших педагогических разработках, касающихся географического образования в том числе в основной школе. Поэтому на основе научных исследований, проведенных отделом обучения географии и экономики Института педагогики АПН Украины в течение последних 5 лет, предложено два важных образовательных документы: Концепция географического образования в основной школе, где определены основные дидактические положения и характерные особенности содержания географической компоненты в системе школьного образования и Концепции обучения географии Украины в основной и старшей школе. В результате тестирования учащихся общеобразовательных учебных заведений, проведенных бесед с учителями и педагогического наблюдения нами изучено общественно-педагогическую мысль, относительно проблематики содержательного наполнения учебников географии основной школы, в результате чего установлено, что организация обучения географии в основной школе на основе личностно ориентированного обучения, на основе использования проблемного подхода и обновления понятийного аппарата курсов актуальны и перспективными путями совершенствования школьного образований. Все это будет способствовать развитию в учащихся критического мышления, умение дискутировать, отстаивать собственное мнение, и тому подобное.

В перечне мотивов познания, основанные на процессах обучения и самообразования, среди учащихся основной школы доминируют - мировоззренческие, опирающиеся на стремление расширить жизненный кругозор, то есть сформировать определенную географическую картину мира. На основе этого определены психолого-педагогические основы формирования географической картины мира в учащихся основной школы и разработаны основные концептуальные принципы, по созданию учебников нового поколения. Эти тезисы нашли свое подтверждение и при обработке отделом обучения географии и экономики Института педагогики АПН Украины материалов мониторинга качества географического образования. Таким образом проработаны как обобщенные материалы, так и исследованы отдельные материалы общеобразовательных учебных заведений. Киева: Киевской гимназии восточных языков № 1, СОШ № 98, Славянской гимназии, гимназии № 283, лицея № 293; Киевской области: г. Белой Церкви: ОШ № 6, № 11, № 18, СОШ № 16; Белоцерковского района: Песчанское УВО; Полтавской области: Миргородская гимназия № 1. Это позволило направить исследования в сторону необходимости обновления географического сегмента государственных образовательных стандартов и пересмотра некоторых положений учебных программ по географии, обновление которых произошло в 2017 году при участии в этом процессе сотрудников отдела.

Нашими исследованиями установлено, что формирование в учащихся предметной географической компетентности на фоне уточнения и углубления географических знаний, умений и навыков, формирование собственной системы научных суждений и ценностных ориентиров происходит при изучении географии страны проживания. Изучение учащимися различных географических явлений, процессов, явлений, закономерностей на уровне места жительства (локальный уровень) и Украины (региональный уровень) позволяет понять их динамику и создает условия для критического и обоснованного их анализа и сравнения. Поэтому изучение географии Украины отдельным учебным курсом выступает фундаментальным по отношению к обучению и воспитанию для обеспечения безопасности как отдельного гражданина, так и Украинского государства.

Учитывая вышесказанное, сориентируем свое внимание на процесс обучения и самореализации личности в нем. Самореализация в условиях учебно-познавательной деятельности возможна, если обучаемый: верит в собственную индивидуальность и неповторимое назначения, осознает смысл жизни и возможности собственного «я», в положительный результат от собственных помыслов и дел; осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, взаимодействует с другими людьми, чувствует себя частью природы и общества; обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему реализовать себя в полной мере в деятельности и отношениях с другими людьми; готов к волевым усилиям и регуляции эмоциональных состояний собственных и других людей, необходимых для самореализации в деятельности и общении на всех этапах жизненного пути [5, с. 6].

 Эти задачи могут быть реализованы только на основе качественного образования, что является результатом школьного обучения, которое не ограничивается только предметной областью, а приобретает практико-ориентированного характера. А это все требует перманентного (через 5–7 лет) обновление государственных образовательных стандартов, учебных программ по географии и понятийно-терминологического аппарата школьных учебников.

Стоит отметить, что содержательное наполнение учебников по географии должно осуществляться на основе личностно ориентированного, компетентностного, деятельностного, краеведческого, проблемного подходов, опираться на методики активного обучения, в том числе, включать в себя элементы проектного обучения. Географическое образование следует рассматривать как подсистему образовательной системы Украины. Открытая учебная среда обеспечивает принципиальную возможность сравнения уровня знаний учащихся как отдельных субъектов обучения, так и их совокупностей на разных уровнях, а система национальных показателей качества образования должно быть самодостаточной, полной, адекватной основным целям и задачам образования, динамичной и легкой в ​​счете [6].

Для исследования географического образования как открытой системы применяются правила системного подхода, а именно:

  • описание компонентов объекта исследования не имеет доминирующее значение, ведь они рассматриваются как составные системы с конкретным местом в структуре объекта и расположением в пространстве;
  • хотя компоненты системы могут состоять из одного материала, но при системном анализе, они рассматриваются как имеющие различные свойства, функции и другие параметры, но имеют общую программу действий;
  • исследование систем предполагает учет внешних условий существования;
  • изучение зависимости свойств целого от свойств компонентов (но в целом могут быть присущи свойства, не характерные частям) и, наоборот, предполагается зависимость свойств компонентов от системы как целого.

 

Исходя из принципа системного подхода, в диалектической взаимозависимости должны функционировать следующие документы:

  • Концепция географического образования в основной школе;
  • Географическая компонента государственных образовательных стандартов;
  • Учебные программы географических курсов основной школы.

 

Концепция географического образования в основной школе является рамочным документом, определяющим основные направления развития школьной географии, подходы к изучению географии, пути реализации географических знаний, умений и компетенций. Концепция инициирует механизмы обновления и совершенствования соответствующей компоненты государственных образовательных стандартов, а уж они системно влияют на процесс создания новых учебных программ. Программы не могут создаваться декларативным образом. На их содержание должны влиять, с одной стороны, положения Концепции и стандартов, а с другой - обратная связь с пользователями программ.

Функционирование любой из программ курсов географии также необходимо рассматривать как открытую систему, как компонент динамического процесса совершенствования структуры и содержания образования. Поэтому одной из целей курса, которая должна быть отражена в программе, является овладение понятиями научной географии, учитывая собственный опыт, творческую умственную активность, личностные потребности ученика.

Исходя из этих положений, школьные программы географических курсов должны выстраиваться на основе личностно ориентированной структуры. Итак, развитие географического образования в основной школе должно основываться на четкой системе и последовательности географических понятий в школьных курсах.

Именно развитие понятийной составляющей должно стать основой учебных программ. Диалектическое развитие программы, вступления всех признаков курикулуму позволит построить новые принципы школьной географии, даст новый импульс для развития методики ее обучения. Следует отметить, что и сам курикулум не превращается в застывшую догму, он эволюционирует, давая импульс развитию образовательной системы. Британский ученый П. Херст уточняя характер содержательного наполнения традиционного курикулуму, структурированного в формате учебных предметов, классифицирует его по следующим показателям:

  • общие понятия;
  • логические структуры;
  • средства, которые можно использовать, приобретая опыт [7, с. 84].

 

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что география предлагает особые научные инструменты для моделирования и прогнозирования развития как отдельных территорий, так и всей географической оболочки. Именно поэтому школьная география является базовым мировоззренческим учебным предметом в общеобразовательном учебном заведении [6, с. 3]. Также, следует учесть дальнейший европейский вектор развития образования Украины. Например, географию материков и океанов в Украине продолжают изучать на основе подходов начатых в Российской империи, хотя в европейском образовании изучается совершенно другой перечень материков, существуют другие подходы к выделению океанов, как единиц Мирового океана и др. Да и сами подходы к понятию «материк» несколько иные. Итак, назревает момент, когда и программы, и образовательные стандарты должны стать более гибкими и более реалистичными.

  1. Стандарты по географического образования должны предусматривать, что география является не только естественной наукой, но и общественной, поэтому школьные географические курсы должны учитывать основные содержательные линии как физической географии (естественные), так и социально-экономической географии (общественно-гуманитарные). Для этого нужно выделить географию в самостоятельную образовательную отрасль госстандарта. Это позволит учесть дуалистичность данного школьного предмета и более рационально распределить учебное время в рамках естественной и общественно-гуманитарной его составляющих.
  2. Основным предметом исследования географии является пространственно-временная дифференциация компонентов окружающего мира, которая требует их раскрытия на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном. Именно этим уровням должны соответствовать основные содержательные линии (направления) всех школьных курсов географии.
  3. Структурировать учебное содержание таким образом, чтобы в каждом конкретном курсе географии наблюдалась соподчинение составляющих знаний от представлений и понятий к общим физико-географических закономерностей и раскрытие социально-экономических явлений на основе фундаментальных законов развития общества.
  4. В связи с поступательным развитием науки необходимо усилить экологизацию, экономизации, информатизации, социологизации содержания школьной географии и обязательно учитывать требования к развитию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к объектам, которые изучаются географией. Также стоит усилить патриотическую составляющую в обучении географии, направленную на национальную идентификацию личности
  5. Целесообразно было бы начальный курс географии ввести с 5-го класса – «Родной край». А курс 6-го класса назвать не общей географией, а землеведением.

 

В развитых странах мира широко применяется SPOT – метод проблемно-резервного анализа любых (прежде инновационных) технологий или проектов. Он состоит в «выделении приоритетных проблем, сопоставлении сильных и слабых сторон рассматриваемых технологий, трудностей и опасностей, которые могут возникнуть при введении инноваций в деятельность школы, поиска внешних и внутренних резервов».

Суть этого метода хорошо освещает расшифровка аббревиатуры «SPOТ», состоящий из первых букв следующих слов:

S – (Satisfaction) – сильные стороны, плюсы.

P – (Problems) – слабые стороны, минусы.

O – (Opportunities) – шансы, резервы, пути решения проблем в будущем.

T – (Threats) – угрозы, риски, опасности, которые могут возникнуть в будущем.

Как видим, хронологически метод SPOT как бы распадается на две части:

1) «SP» – то, что мы имеем сейчас (совеременную);

2) «OT» – то, что мы можем получить в будущем (прогностическую) [8].

 

Таким образом, определяются пути дальнейшего анализа географической составляющей основных образовательных документов, возможно создаст условия для развития школьного географического образования на основе курикулуму.

 

Литература

  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Юрий Константинович Бабанский. – М. : Педагогика, 1977. – 96 с.
  2. Беспалько, В. П. Педагогические и прогрессивные технологии обучения / Владимир Павлович Беспалько. – М. : Новая школа, 1995. – 336 с.
  3. Бондарь, В. И. Дидактика : учеб. пособие / Владимир Иванович Бондарь. – М. : Просвещение, 2005. – 264 с.
  4. География. 6–11классы : методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в 2017/2018 учебном году с комментариями ведущих специалистов / сост.: А. Н. Топузов, Р. В. Гладковський, А. Ф. Надтока. – М. : УОВЦ «Орион», 2017. – 96 с.
  5. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 3–7.
  6. Концепция географического образования в основной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://undip.org.ua/info/1023/
  7. Лапша, А. И. Содержание школьного образования в странах Европейского союза: теория и практика (вторая половина – начало XXI в.) : монография / В. И. Локшина. – М. : Богданова О. М., 2009. – 404 с.
  8. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии (ЭВТ, 1, с. 91).
  9. Надтока, А. Ф. личностно ориентированный учебник по географии как одно из требований современного образования / А. Ф. Надтока // География и экономика в современной школе. – М. : Педагогическая пресса. – 2012. – № 1. – С. 6–11.
  10. Образовательные технологии: учебно-воспитательный процесс : метод. пособие / А. М. Пехота, А. С. Киктенко, А. Н. Любарская [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Пехоты. – М. : АСК, 2001. – 256 с.
  11. Савченко, О. Я. Дидактика начального образования : учебник. – М.: Грамота, 2012. – 504 с.

Добавить комментарий

Авторам некорректных комментариев доступ на сайт будет заблокирован


Защитный код
Обновить