Бакунец Тамара Леонидовна,
заместитель директора по воспитательной работе Жемчужненской средней школы
Гладкая Елена Викторовна,
педагог-психолог Жемчужненской средней школы
Проект шестого школьного дня – Гран-при республиканского конкурса
Окончив школу и получив специальное образование, сельские ребята сегодня не стремятся возвращаться в родную деревню. Выбор в пользу села делают совсем немногие.
Пустеют села… Как сохранить в них жизнь? Задавшись этим вопросом, педагоги Жемчужненской средней школы Барановичского района разработали воспитательный проект, предполагающий профессиональную ориентацию учащихся на рабочие специальности сельскохозяйственного профиля, повышение престижа тружеников села.
Овладение молодыми людьми востребованными в регионе сельскохозяйственными профессиями, продолжение семейных династий, повышение престижа фамилии, приумножение народных традиций, основанных на уважении к человеку труда, – вот важные составляющие успеха в деле возрождения села. Однако мониторинг выбора учащимися учебных заведений, который ведется в школе уже несколько лет, позволяет сделать вывод, что интерес выпускников к профессиям сельскохозяйственного профиля снижается. Если в 2005/2006 учебном году осваивать сельскохозяйственные профессии пожелали 44 % выпускников школы, то в 2014/2015 учебном году – всего 26 %. В родное село после окончания учебы в 2015 г. не вернулся ни один специалист сельскохозяйственного профиля.
В то же время потребность в молодых специалистах в регионе высокая. Барановичский район является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции Брестской области. В состав его агропромышленного комплекса входят 12 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 6 унитарных предприятий, 2 птицефабрики, 1 общество с ограниченной ответственностью, 1 экспериментальная база, 1 закрытое акционерное общество. А если говорить о микрорайоне Жемчужненской школы, то здесь расположены такие крупные сельскохозяйственные предприятия как ОАО «Птицефабрика «Дружба» и комплекс по производству свинины «Восточный» Барановичского комбината хлебопродуктов. Данные предприятия высоко рентабельны. Они не только успешно выполняют государственный заказ по выпуску сельскохозяйственной продукции, но и активно занимаются строительством жилья и других объектов инфраструктуры села. Все это обуславливает их потребность в квалифицированных специалистах широкого профиля. Требуются механизаторы, агрономы, зоотехники, овощеводы, почвоведы, животноводы, каменщики, штукатуры и др.
Таким образом, необходимость разработки проекта «Сохраним жизнь на селе!» была определена наличием противоречий между профессиональными запросами современных выпускников сельской школы и социально-экономическими потребностями района в кадрах.
Цель проекта: создание условий для профессионального самоопределения учащихся с учетом региональных потребностей в кадрах посредством взаимодействия школы, семьи и социума в шестой школьный день.
Задачи:
- создать условия для эффективного взаимодействия школы, семьи и социума в организации профориентационной работы в шестой школьный день;
- усовершенствовать программу профориентационной работы школы с учетом ориентации на специальности сельскохозяйственного профиля;
- обеспечить каждого выпускника школы картой вакансий сельхозпредприятий региона, адаптированной к его личностным и профессиональным компетенциям;
- способствовать повышению престижа труженика села, популярности рабочих профессий и специальностей среди молодежи;
- активизировать участие родителей в мероприятиях шестого школьного дня.
Необходимость реализации проекта в шестой школьный день обусловлена тем, что традиционно именно в субботу в школе проводятся самые интересные и значимые мероприятия. Ведь суббота является свободным от учебы днем для учащихся и выходным днем для родителей, которые являются активными участниками проекта.
Проект предполагает консолидацию усилий школы, профессионально-технических учреждений образования, сельскохозяйственных предприятий района, управления по труду, занятости и социальной защите Барановичского райисполкома, социума, родителей в организации профориентационной работы в шестой школьный день. Процесс реализации проекта предполагает проведение запланированных мероприятий шестого школьного дня, создание модели взаимодействия школы и учреждений профессионально-технического образования, разработку технологии управления профессиональным самоопределением учащихся. Из стен школы каждый выпускник выйдет с индивидуальной картой вакансий региона, адаптированной к его личностным и профессиональным компетенциям. Также предполагаются психолого-педагогическое и медико-физиологическое сопровождение учащихся, изучение их способностей, интересов, склонностей и поэтапный выход на индивидуальное профессиональное самоопределение.
План реализации проекта «Сохранить жизнь на селе!»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|||
Организационный этап |
||||||
1
|
Организация продуктивной деятельности в процессе взаимодействия школы с сельскохозяйственными предприятиями региона, Новомышским государственным лицеем сельскохозяйственного производства, родителями, социумом по профессиональному самоопределению учащихся |
Сентябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе
|
|||
2
|
Коррекция программы школы по профориентационной работе |
Сентябрь
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
|||
3
|
Организация занятий объединений по интересам «Хозяюшка», «Юный цветовод», «Резьба по дереву», «Овощевод», «Ландшафтный» |
Сентябрь
|
Педагоги дополнительного образования |
|||
4 |
Планирование деятельности психолого-педагогической службы школы по профориентационной работе |
Сентябрь |
Педагог-психолог |
|||
5 |
Создание рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности |
Октябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе |
|||
6 |
Создание инициативных групп по подготовке и проведению шоу-конкурсов «Семья рабочих – это звучит гордо!» и «Театр профессий» |
Октябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе
|
|||
7 |
Пополнение каталога материалов по организации профориентационной работы с учащимися |
Постоянно |
Заведующая библиотекой |
|||
8 |
Индивидуальное консультирование участников проекта по подготовке к шоу-конкурсам «Семья рабочих – это звучит гордо!» и «Театр профессий» |
Постоянно |
Заместитель директора по воспитательной работе |
|||
9 |
Создание и пополнение фонда справочно-информационных материалов о предприятиях района, социально-правовой защите выпускников Новомышского государственного профессионального лицея сельскохозяйственного производства |
Постоянно |
Заведующая библиотекой |
|||
Основной этап |
||||||
1 |
Тренинг Л. Анн «Саморазвитие личности» для учащихся VIII классов |
По субботам в течение года |
Психологи |
|||
2 |
Проведение шоу-конкурса «Театр профессий» |
Октябрь, февраль, май |
Классные руководители V–VII классов |
|||
3 |
Проведение шоу-конкурса «Семья рабочих – это звучит гордо!» |
Октябрь, февраль, май |
Педагог-организатор |
|||
4 |
Выступление агитбригады летнего лагеря труда и отдыха на тему «Человека красит труд» |
Ноябрь |
Директор лагеря |
|||
5 |
Мультимедийная презентация для учащихся IX классов «Окно в мир рабочих профессий» |
Декабрь |
Педагоги-психологи |
|||
6 |
Участие выпускников IX, XI классов в днях открытых дверей Новомышского государственного профессионального лицея сельскохозяйственного производства |
В течение года |
Классные руководители
|
|||
7 |
Организация экскурсий на предприятия района и в Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства |
По субботам в течение года |
Классные руководители |
|||
8 |
Творческая презентация деятельности объединений по интересам «Хозяюшка», «Юный цветовод», «Резьба по дереву», «Овощевод», «Ландшафтный» |
Март |
Педагоги дополнительного образования |
|||
9 |
Посещение конкурса «Лучший по профессии», проводимого в Новомышском государственном профессиональном лицее сельскохозяйственного производства |
В соответствии с планом работы лицея |
Классные руководители |
|||
10 |
Встречи учащихся VIII–XI классов с передовиками производства сельскохозяйственных организаций региона |
В течение года |
Заместитель директора по воспитательной работе |
|||
Заключительный этап |
||||||
1 |
Анализ предварительного трудоустройства выпускников IX классов |
Май |
Заместитель директора по воспитательной работе |
|||
2 |
Итоговое анкетирование участников проекта |
Май |
Педагоги-психологи |
|||
3 |
Оформление творческого отчета по итогам проекта |
Май
|
Заместитель директора по воспитательной работе |
|||
4 |
Размещение информации об итогах реализации проекта на странице школьного сайта |
Май |
Учитель информатики |
|||
5 |
Выставка материалов об итогах реализации проекта на информационных стендах школы |
Май |
Педагоги-психологи |
Основное мероприятие шестого школьного дня в рамках проекта – шоу-конкурс «Семья рабочих – это звучит гордо!». Оно проводится в три этапа (октябрь, февраль и май) и предполагает творческую презентацию семей представителей рабочих профессий сельскохозяйственного профиля. В каждом этапе участвуют 5 семей. Они демонстрируют свои творческие визитки, показывают рекламу той или иной профессии, рассказывают об увлечениях взрослых и детей. Готовятся участники с помощью инициативных групп, в состав которых входят педагоги дополнительного образования, классные руководители и одноклассники детей, коллеги родителей. По итогам конкурсной программы жюри определяет семью-победителя.
Одним из ярких мероприятий шестого школьного дня является и шоу-конкурс «Театр профессий». В нем команды учащихся V – VII классов представляют театрализованную постановку, посвященную какой-либо рабочей профессии сельскохозяйственного профиля. Команды оцениваются по следующим критериям: артистизм, костюмирование, соответствие содержания выбранной теме, интерес зрителя. Выбывает команда, набравшая по итогам голосования жюри наименьшее количество баллов. Оставшиеся команды проходят в следующий этап конкурса, где снова создают театрализованную постановку о еще одной профессии. В итоге определяется команда-победительница.
Интересные, творческие мероприятия проекта, представленные в привлекательной для детей и взрослых форме, позволяют достичь поставленной цели и привлечь внимание учащихся и родителей к мероприятиям шестого школьного дня. Также реализация проекта способствует разработке инновационных форм работы в шестой школьный день, эффективному взаимодействию школы, семьи и социума.
Возможные риски при реализации проекта и пути их преодоления:
- недостаточное понимание сущности проектной деятельности со стороны родителей – дополнительное информирование о целях проекта на общешкольном родительском собрании, выпуск информационных бюллетеней, проведение совместных мероприятий с родителями по профориентации;
- недостаточное количество диагностических материалов – привлечение к диагностике специалистов управления по труду и социальной защите Барановичского райисполкома, использование интернет-ресурсов;
- непредвиденные изменения на рынке труда – переориентация учащихся на дополнительные специальности, привлечение других учреждений профессионально-технического образования.
Список использованных источников
- Ковалевич, М. С. Методологические основания модернизации профессионального образования: синергетический аспект // Известия Межд. акад. наук высшей школы. – 2003. – № 3.
- Ковалевич, М. С. Методология процесса профессионального самоопределения: синергетический аспект // Майстэрства. – 2002. – № 1–2.
- Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография.– Волгоград : Перемена, 1994.
- Симоненко, В. Д. Профессиональное самоопределение школьников: учебное пособие / В. Д. Симоненко, Т. Б. Суровицкая, М. В. Ретивых, Е. Д. Волхова. – Брянск : Изд-во Брянск. гос. пед. ин-та, 1995.
- Степаненков, Н. К. Профессиональная ориентация. – Минск : Университетское, 1993
- Степаненков, Н. К. Системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся : дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 1986.
- Шадрин, Н. И. Профессиональная ориентация сельских школьников в условиях рыночных отношений: Муниципальный аспект: Автореф. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Курган, 1999.
- Шынгірэй, Т. А., Мушынская, Т. Ф., Протчанка, В. П. Крытэрыі прафесійнай прыгоднасці // Адукацыя і выхаванне. – 1993. – № 12.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. : Сентябрь, 1996.