Болбас Валерый Сяргеевіч,
прафесар кафедры педагогікі і псіхалогіі Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна, доктар педагагічных навук, прафесар, прафесар Ягелонскага каледжа – Таруньскай вышэйшай школы (Польшча)

 

 

 

 

 

 

Тэлеалагічныя асновы канцэптуалізацыі этыка-педагагічных ідэй у Беларусі X–XVIII стагоддзяў 

В статье аргументируется развитие целеполагающих основ этико-педагогической мысли Беларуси X–XVIII веков в качестве фактора ее концептуализации, раскрывается преемственный характер рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: телеология, целеполагание, цель, нравственное воспитание, этико-педагогические идеи, этико-педагогическая мысль, нравственные ценности, ценностные ориентации.

Полный текст статьи размещен здесь.

Пашко Виктория Леонидовна,
ученый секретарь научно-исследовательского центра Национального института образования, кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

Создание развивающей предметно-пространственной среды в целях развития метафоричности речи
детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии метафоричности речи детей дошкольного возраста, дается определение сущности данной среды, отражаются принципы ее построения и содержательное наполнение в учреждениях дошкольного образования.

Ключевые слова: культура речи, образная речь, метафоричность речи, метафоричность речи детей дошкольного возраста, развивающая предметно-пространственная среда.

Полный текст статьи размещен здесь.

 

Бабосов Евгений Михайлович,
главный научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Беларуси, доктор философских наук, профессор, академик

 

 

 

 

 

 

 

Особенности использования сетевых структур в системе образования 

Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в современном образовании. С методологических позиций обоснована ее актуальность, раскрыты песрпективные направления совершенствования системы обучения и воспитания с учетом функционирования сетевых структур, рассмотрены ведущие тренды сетевизации образовательных процессов. Представлена модель формирования информационно-коммуникационных знаний, умений и навыков обучаемых в условиях расширяющегося использования данных структур.

Ключевые слова: сетевое сообщество, сетевые структуры, сетевизация общества, сетевизация образовательных процессов, информационно-коммуникационные знания, умения и навыки.

Полный текст статьи размещен здесь.

Позняк Александра Валентиновна,
начальник центра развития образования Белорусского государственного университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Генезис профилизации общего среднего образования

Статья посвящена проблеме профилизации общего среднего образования. Исследуется история ее становления и развития. Представлены основные периоды профилизации: утилитарный, академический, развивающий. Рассматриваются их ключевые характеристики.

Ключевые слова: общее среднее образование, профилизация образования, профильное обучение, самоопределение личности, генезис профилизации.

Полный текст статьи размещен здесь.

Салеев Вадим Алексеевич,
главный научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности Национального института образования, доктор философских наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

Критериальность подхода к природе человека: cтановление личности

В статье на фоне эволюции антропогенеза рассматривается сущностная природа человека. Предпринимается попытка перевести знаменитое, данное апостолом Павлом структурное определение сущности человека (сочетание тела – души – духа) в категориальную систему современного научного знания. Особенное внимание уделяется понятию «дух» и современной интерпретации понятия «духовность».

Проводится различие между понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность». Рассматриваются характеристики личности; высшей критериальной характеристикой ее утверждается свободное творчество.

Ключевые слова: человек, индивид, индивидуальность, личность, душа, дух, духовность, критериальность, социальная роль, социальная сфера.

Полный текст статьи размещен здесь.