Костюкович Наталья Владимировна,
заведующий лабораторией математического и естественнонаучного образования Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Формирование у учащихся V–VI классов личностных и метапредметных компетенций в процессе обучения учебному предмету «Математика» и во внеучебной работе: психологический аспект

В статье рассматриваются психологический аспект воспитания учащихся V–VI классов, а также особенности разработки и использования дидактических материалов по формированию у них личностных и метапредметных компетенций в процессе обучения учебному предмету «Математика» и во внеучебной работе. Обосновывается необходимость воспитательной составляющей учебного предмета «Математика». Представлены примеры дидактических заданий, отражающих психологический аспект воспитания.

Ключевые слова: личностные и метапредметные компетенции, учебный предмет «Математика», дидактические материалы, психологический аспект. 

Полный текст статьи размещен здесь.

Шевлякова-Борзенко Ирина Леонидовна,
кандидат филологических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Интегральные критерии оценки качества образовательного процесса общего среднего образования

Система предлагаемых интегральных критериев оценки качества образовательного процесса общего среднего образования нацелена на согласованный анализ условий его организации и осуществления, а также эффективности и результативности. Наряду с обоснованием значимости и новизны того или иного критерия для современной системы оценки качества образования определяются наиболее целесообразные контексты его использования различными субъектами оценивания (участниками образовательного процесса).

Ключевые слова: общее среднее образование, образовательный процесс, оценка качества, интегральные критерии оценки, система оценок качества образования, субъекты оценивания, образовательные услуги, образовательные результаты.

Полный текст статьи размещен здесь.

Гаманович Виктория Эдуардовна,
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Проектирование содержания коррекционно-развивающей работы по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности на основе использования технологий GPS-навигации

В статье описана концепция обновления и уточнения содержания коррекционно-развивающей работы по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности на основе использования GPS-навигации. Представлено примерное содержание коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность», апробация которого осуществлялась в процессе экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: компетенции пространственного ориентирования и мобильности, личностные, метапредметные, предметные компетенции, технологии GPS-навигации, мобильное навигационное приложение «OsmAnd Access», апробация.

Полный текст статьи размещен здесь.

 

Болбас Валерый Сяргеевіч,
прафесар кафедры педагогікі і псіхалогіі Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна, доктар педагагічных навук, прафесар, прафесар Ягелонскага каледжа – Таруньскай вышэйшай школы (Польшча)

 

 

 

 

 

 

Тэлеалагічныя асновы канцэптуалізацыі этыка-педагагічных ідэй у Беларусі X–XVIII стагоддзяў 

В статье аргументируется развитие целеполагающих основ этико-педагогической мысли Беларуси X–XVIII веков в качестве фактора ее концептуализации, раскрывается преемственный характер рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: телеология, целеполагание, цель, нарвственное воспитание, этико-педагогические идеи, этико-педагогическая мысль, нравственные ценности, ценностные ориентации.

Полный текст статьи размещен здесь.

Пашко Виктория Леонидовна,
ученый секретарь научно-исследовательского центра Национального института образования, кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

Создание развивающей предметно-пространственной среды в целях развития метафоричности речи
детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии метафоричности речи детей дошкольного возраста, дается определение сущности данной среды, отражаются принципы ее построения и содержательное наполнение в учреждениях дошкольного образования.

Ключевые слова: культура речи, образная речь, метафоричность речи, метафоричность речи детей дошкольного возраста, развивающая предметно-пространственная среда.

Полный текст статьи размещен здесь.