Вячеслав Леонтьевич Лозицкий,
доцент кафедры историко-культурного наследия Полесского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические аспекты применения средств STEM-образования
в целостном педагогическом процессе

Предметом рассмотрения в статье является проблематика использования технологического идидактического потенциала средств STEM-образования в целостном педагогическом процессе. Автором выделяются психолого-педагогические аспекты интеграции данного инновационного подхода в образовательное пространство, его значение в развитии личности и социума.

Ключевые слова: общество эпохи цифровизации, информационно-коммуникационные технологии, STEM-образования, целостный педагогический процесс, личностное развитие, дополненная реальность, виртуальное пространство.

Полный текст статьи размещен здесь.

Костюкович Наталья Владимировна,
заведующий лабораторией математического и естественнонаучного образования Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Формирование у учащихся V–VI классов личностных и метапредметных компетенций в процессе обучения учебному предмету «Математика» и во внеучебной работе: психологический аспект

В статье рассматриваются психологический аспект воспитания учащихся V–VI классов, а также особенности разработки и использования дидактических материалов по формированию у них личностных и метапредметных компетенций в процессе обучения учебному предмету «Математика» и во внеучебной работе. Обосновывается необходимость воспитательной составляющей учебного предмета «Математика». Представлены примеры дидактических заданий, отражающих психологический аспект воспитания.

Ключевые слова: личностные и метапредметные компетенции, учебный предмет «Математика», дидактические материалы, психологический аспект. 

Полный текст статьи размещен здесь.

Шевлякова-Борзенко Ирина Леонидовна,
кандидат филологических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Интегральные критерии оценки качества образовательного процесса общего среднего образования

Система предлагаемых интегральных критериев оценки качества образовательного процесса общего среднего образования нацелена на согласованный анализ условий его организации и осуществления, а также эффективности и результативности. Наряду с обоснованием значимости и новизны того или иного критерия для современной системы оценки качества образования определяются наиболее целесообразные контексты его использования различными субъектами оценивания (участниками образовательного процесса).

Ключевые слова: общее среднее образование, образовательный процесс, оценка качества, интегральные критерии оценки, система оценок качества образования, субъекты оценивания, образовательные услуги, образовательные результаты.

Полный текст статьи размещен здесь.

Гаманович Виктория Эдуардовна,
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Проектирование содержания коррекционно-развивающей работы по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности на основе использования технологий GPS-навигации

В статье описана концепция обновления и уточнения содержания коррекционно-развивающей работы по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности на основе использования GPS-навигации. Представлено примерное содержание коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность», апробация которого осуществлялась в процессе экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: компетенции пространственного ориентирования и мобильности, личностные, метапредметные, предметные компетенции, технологии GPS-навигации, мобильное навигационное приложение «OsmAnd Access», апробация.

Полный текст статьи размещен здесь.

 

Болбас Валерый Сяргеевіч,
прафесар кафедры педагогікі і псіхалогіі Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна, доктар педагагічных навук, прафесар, прафесар Ягелонскага каледжа – Таруньскай вышэйшай школы (Польшча)

 

 

 

 

 

 

Тэлеалагічныя асновы канцэптуалізацыі этыка-педагагічных ідэй у Беларусі X–XVIII стагоддзяў 

В статье аргументируется развитие целеполагающих основ этико-педагогической мысли Беларуси X–XVIII веков в качестве фактора ее концептуализации, раскрывается преемственный характер рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: телеология, целеполагание, цель, нравственное воспитание, этико-педагогические идеи, этико-педагогическая мысль, нравственные ценности, ценностные ориентации.

Полный текст статьи размещен здесь.

Пашко Виктория Леонидовна,
ученый секретарь научно-исследовательского центра Национального института образования, кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

Создание развивающей предметно-пространственной среды в целях развития метафоричности речи
детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии метафоричности речи детей дошкольного возраста, дается определение сущности данной среды, отражаются принципы ее построения и содержательное наполнение в учреждениях дошкольного образования.

Ключевые слова: культура речи, образная речь, метафоричность речи, метафоричность речи детей дошкольного возраста, развивающая предметно-пространственная среда.

Полный текст статьи размещен здесь.

 

Бабосов Евгений Михайлович,
главный научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Беларуси, доктор философских наук, профессор, академик

 

 

 

 

 

 

 

Особенности использования сетевых структур в системе образования 

Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в современном образовании. С методологических позиций обоснована ее актуальность, раскрыты песрпективные направления совершенствования системы обучения и воспитания с учетом функционирования сетевых структур, рассмотрены ведущие тренды сетевизации образовательных процессов. Представлена модель формирования информационно-коммуникационных знаний, умений и навыков обучаемых в условиях расширяющегося использования данных структур.

Ключевые слова: сетевое сообщество, сетевые структуры, сетевизация общества, сетевизация образовательных процессов, информационно-коммуникационные знания, умения и навыки.

Полный текст статьи размещен здесь.

Позняк Александра Валентиновна,
начальник центра развития образования Белорусского государственного университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Генезис профилизации общего среднего образования

Статья посвящена проблеме профилизации общего среднего образования. Исследуется история ее становления и развития. Представлены основные периоды профилизации: утилитарный, академический, развивающий. Рассматриваются их ключевые характеристики.

Ключевые слова: общее среднее образование, профилизация образования, профильное обучение, самоопределение личности, генезис профилизации.

Полный текст статьи размещен здесь.