11–12 мая 2017 года на базе Гомельского областного института развития образования, Речицкого районного лицея состоялся республиканский семинар «Организационно-педагогические условия деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования». Мероприятие проводилось с целью повышения методического и методологического уровня специалистов системы образования в области организации деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования.

В работе семинара приняли участие Елена Николаевна Сенченко, главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь, Сергей Иванович Порошин, начальник управления образования Гомельского областного исполнительного комитета, представители БГУ, лицея БГУ, Академии последипломного образования, учреждений высшего образования Республики Беларусь, региональных институтов развития образования, учреждений общего среднего образования республики.

В Гомельской области сложилась определенная система подготовки учащихся к результативному участию в научно-практических конференциях, конкурсах работ исследовательского характера. К достижению стабильно положительного результата учреждения образования области шли на протяжении ряда лет.

До начала семинара участники могли ознакомиться с экспозициями Музея истории образования Гомельской области и выставкой, рассказывающей об особенностях подготовки к исследовательской деятельности учащихся в Гомельской области.

ГУО «Ясли-сад № 1 г. Ельска» представило Академию дошкольных наук «Всезнайка». На базе учреждения действуют кафедры изучения космоса, изучения обитателей земли, лабораторных исследований. На Республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» в номинации «Бюро находок» работа Романа Миколоса «Из чего можно изготовить чернила?», воспитанника сада № 11 г. Ельска, отмечена дипломом I степени Министерства образования Республики Беларусь.

Были представлены следующие учреждения общего среднего образования: ГУО «Гомельская Ирининская гимназия (проводит научно-практическую конференцию «Ирининские чтения»); ГУО «Гимназия № 10 г. Гомеля» (организатор открытой конференции исследовательских работ учащихся «Свободный выбор»); ГУО «Гимназия № 36 г. Гомеля имени И. И. Мележа» (организатор «Мележевских чтений)»; ГУО «Гимназия № 56 г. Гомеля» (организатор «Скорининских чтений»); ГУО «Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф. П. Гааза» (организатор открытых научных ученических чтений «Гаазовские чтения»), ГУО «Средняя школа № 8 г. Гомеля» (организатор научно-практической конференции учащихся по социально-гуманитарному и естественнонаучному направлениям «Поиск»).

Открыла семинар «Организационно-педагогические условия деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования» Е. Н. Сенченко, актуализировав тему и задачи мероприятия. С системой образования Гомельской области участников ознакомил С. И. Порошин. В ходе пленарного заседания обсуждались концептуальные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся.

Так, Б. В. Задворный, заместитель декана факультета прикладной математики и информатики БГУ, кандидат физико-математических наук, доцент, ознакомил участников семинара с мировыми тенденциями в сфере нетрадиционных форм обучения, системой мероприятий, а также методическими (методологическими) особенностями организации исследовательской деятельности учащихся. Л. Г. Маркович, заведующий кафедрой физики лицея БГУ, и В. В. Жилко, доцент физического факультета БГУ, кандидат физико-математических наук, рассказали об особенностях подготовки к региональным, республиканским и международным конференциям и турнирам. Особый интерес вызвало Выступление Л. Г. Марковича, который на конкретных примерах показал, как можно вызвать интерес к исследованию, мотивировать к исследовательской деятельности по физике и создать условия для формирования исследовательской культуры у учащихся, продемонстрировав несколько физических явлений.

В ходе выступлений была высказана мысль, одобренная всеми участниками, что учебное исследование в учреждении общего среднего образования невозможно осуществить на высоком содержательном уровне без поддержки преподавателей высшей школы. В Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины в течение многих лет проводится научно-практическая конференция «Школа – вуз», за последние годы получившая новый вектор развития: школа – университет – предприятие. Роль классического учреждения высшего образования в организации и сопровождении исследовательской деятельности в образовательной системе «школа – университет – предприятие» в своем выступлении обозначил декан факультета довузовской подготовки и обучения иностранных студентов ГГУ имени Ф. Скорины Александр Федорович Васильев, доктор физико-математических наук.

Завершила пленарную часть семинара Татьяна Сергеевна Пролиско, начальник центра инновационного развития образовательной практики Минского областного института развития образования. Она рассказала о региональной модели подготовки педагогов и учащихся в Минской области.

Семинар продолжил свою работу в двух секциях: «Механизмы повышения квалификации по освоению педагогами технологии организации деятельности исследовательского характера с учащимися» и «Работа педагога по организации деятельности исследовательского характера с учащимися (методические и методологические особенности и условия деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования)».

В ходе работы секций представители Академии последипломного образования, институтов развития образования, учреждений высшего образования, учреждений дошкольного и общего среднего образования республики поделились опытом организации работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Оживленная дискуссия сопровождала каждое из выступлений. Обсуждались следующие вопросы: с какого возраста дети способны заниматься исследованием и когда необходимо начинать подготовку; где можно черпать идеи для определения темы исследований; какова специфика исследований, проводимых в рамках точных и гуманитарных наук; в чем состоят типичные ошибки юных исследователей; нужно ли унифицировать требования к проведению исследования, оформлению результатов, подаче заявок на республиканский конкурс работ исследовательского характера в различных предметных секциях и др.

Второй день семинара прошел на базе Речицкого районного лицея. Представляя педагогические и ученические коллективы, начальник отдела образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома А. В. Деменчук отметил, что лицей является лучшим учреждением образования района и одним из лучших в области. Также он обратил внимание на особую атмосферу взаимопонимания, царящую только в Речицком лицее, поблагодарил руководство, педагогов и учащихся за работу и учебу.

Образовательное пространство учреждения образования и опыт работы педагогического коллектива представила директор лицея И. Я. Петкун.  Э. В. Кучер, заместитель директора лицея по учебно-методической работе, рассказала об организации работы Научного общества лицеистов «Фотон». Правительство самоуправления и его лидер Дарья Шпакова (глава общества «Фотон») ответили на вопросы участников семинара, предложили им свои вопросы, а также представили защиту исследовательских работ по китайскому языку.

Учителя лицея поделились опытом работы по организации интеллектуальных конкурсов и турниров юных математиков (лицеисты стали обладателями диплома III степени Областного турнира юных математиков в 2017 году) и юных химиков (диплом I степени в 2017 году), подготовка к которым начинается с формирования исследовательской культуры посредством проведения ежемесячных дней различных стран: Китая, Японии, Украины, России, Индии, Франции и др. Для их проведения ребята должны изучить особенности национальной культуры, кухни, одежды, отдыха, достопримечательности; приготовить блюда; представить страну в ходе праздничного вечера. Для этого они ищут источники информации, изучают их содержание, отбирают только существенное, придумывают интересное представление полученной информации и т. д.

Ребята пригласили принять участие в виртуальной экскурсии по Беларуси, завершающей цикл вечеров 20 мая.

Подводя итоги, Е. Н. Сенченко отметила высокий содержательный и организационный уровень семинара, предложила издать сборник материалов.

 

Ольга Александровна Блажко,
проректор по учебно-методической работе
Гомельского областного института развития образования