В конце мая 2020 года в дистанционном формате состоялся областной семинар «Деятельность библиотеки учреждения образования по развитию информационной и читательской компетентности пользователей» для методистов учреждений, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, библиотечных работников учреждений общего среднего образования.
Информационной платформой мероприятия стали учреждения образования Жлобинского района, в которых выстроена система работы по развитию информационной и читательской компетентности пользователей библиотеки, накоплен эффективный опыт деятельности в этом направлении.
Читательская компетентность предполагает связь читательских умений и навыка использования информации из прочитанного текста для решения проблем. В этом смысле понятие «читательская компетентность» можно считать синонимичным понятию «читательская грамотность».
По итогам международного сравнительного исследования PISA–2018 Республика Беларусь имеет достойные результаты. Учащиеся нашей страны продемонстрировали достаточно высокий уровень компетенций по читательской грамотности. Тестируемые Республики Беларусь достигли положительных результатов, набрав 474 балла (что соответствует 35-36 позиции в мировом рейтинге) и опередив школьников Израиля, Турции, Словакии, Греции, Сербии, Черногории, Румынии, Украины, Казахстана, Молдовы, Мальты, Люксембурга, ОАЭ, Азербайджана и др. Средний общемировой показатель по читательской грамотности составил 454 балла.
По данным исследования, чем выше образовательный уровень родителей, тем выше результат оценки читательской грамотности их детей, т. е. читают родители – читают дети! А самый высокий средний балл имеют дети, назвавшие чтение своим хобби.
Школьная библиотека должна быть не просто очередным кабинетом с табличкой на двери, но и территорией комфорта для детей на перемене, после уроков, местом, где ни один вопрос не останется без ответа. Именно эту идею участники семинара выделили при виртуальном посещении арт-пространства «Жлобин читающий».
Опыт работы по развитию информационной и читательской компетентности пользователей школьных библиотек представила Шатило Татьяна Павловна, методист Жлобинского районного учебно-методического кабинета. Кравченко Ольга Васильевна, библиотекарь гимназии № 1 г. Жлобина, рассказала о создании и использовании QR-кодов в деятельности школьного библиотекаря. Данный вид работы позволяет создавать собственные информационные продукты, которые помогают пользователям ориентироваться в информационном пространстве. Халько Наталья Анатольевна, библиотекарь Солонской средней школы Жлобинского района, продемонстрировала материалы по созданию виртуальной выставки посредством сервисов ThingLink и Popplet как эффективной формы предоставления дополнительной информации пользователям библиотеки. Библиотекари средних школ № 2 и № 13 г. Жлобина имени В. В. Гузова Бурлаченко Людмила Михайловна и Анищенко Татьяна Викторовна поделились опытом работы по развитию интереса к чтению с помощью традиционных и инновационных форм библиотечной работы.
Одно из направлений работы библиотекаря – развитие активной информационной деятельности пользователей школьной библиотеки, формирование потребности самостоятельного поиска информации, отработки навыков ее отбора и использования. Вопрос альтернативных способов представления информации осветила Повод Ирина Владимировна, методист учебно-методического отдела аналитической работы и менеджмента качества Гомельского областного института развития образования.
Познавательно и насыщенно прошло время семинара. Организаторы мероприятия уверены, что опыт, идеи и инновации, продемонстрированные в выступлениях, будут полезны для профессионального развития.
Гомельский областной институт развития образования выражает благодарность всем участникам семинара за актуальные выступления и материалы из опыта работы.
Гомельский областной институт развития