12 января 1746 года в Цюрихе родился один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци. Именно он первым обратил внимание на значимость развивающего обучения, основанного на непосредственном наблюдении и размышлении ребенка.
С юных лет Песталоцци стремился облегчить участь крестьянских детей, которые были лишены элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития. Большую часть жизни он посвятил поискам путей для улучшения их жизни. Главные надежды Песталоцци возлагал на правильно организованное умственное, нравственное и физическое воспитание и обучение детей. Основной своей целью он видел развитие природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. При этом ученик должен был стать полноценным членом общества благодаря труду.
Песталоцци выступал за создание такой школы, которая «удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук». Осенью 1800 года под его руководством был открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждение для подготовки учителей. Вскоре институт стал знаменитым и получил статус государственного.
Иоганн Генрих Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него рисование, пение и гимнастику, а также элементарные сведения из геометрии и географии.
Песталоцци прославился как автор книг «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей». Наибольшую известность ему принесло последнее произведение «Лебединая песня», в котором он раскрыл сущность своей теории начального образования и развивающего обучения.
«Лебединую песню» автор закончил такими словами: «Подвергните все испытанию, сохраните хорошее, а если в вас самих созрело нечто лучшее, то правдиво и с любовью присоедините к тому, что я пытаюсь так же правдиво и с любовью дать вам на этих страницах…».
НИО