Мартовский номер аналитического издания «Education Indicator in Focus», выпускаемого под эгидой ОЭСР, посвящен сравнительной характеристике уровня компетенций специалистов информационно-коммуникационной области, занятых в образовании и других сферах деятельности.

Как показали результаты Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) в 2012 году, работники сферы образования (педагоги и др.) имеют более высокий уровень навыков использования информационно-коммуникационных технологий по сравнению со специалистами социальной сферы и здравоохранения. Разница между ними составляет в среднем 15 процентных пунктов для стран, принимавших участие в PIAAC в 2012 году (в цикле исследований этого года было задействовано 24 государства). Максимальная разница (более 20 процентных пунктов) характерна для Чехии и Финляндии. Однако работники сферы образования уступают на 15 процентных пунктов работникам технологического, научно-исследовательского секторов.

 

 

По результатам программы PIAAC приводятся сравнительные данные уровней ИКТ-компетентности населения с высшим образованием и учителей начальной и средней школ. По данному показателю педагоги семнадцати стран уступают, в тринадцати странах отставание достигает трех процентных пунктов. Обратная картина наблюдается в Канаде, Японии, Корее, Великобритании. В Японии и Корее подобное положение объясняется привлечением в образовательные институты высококвалифицированных специалистов благодаря достаточно высокому уровню заработной платы, а также предоставлением педагогам широких возможностей для самообразования.

В контексте заявленной темы приводятся результаты Международного исследования по вопросам преподавания и обучения (TALIS), проводимого в 2013 году. По результатам последнего видно, что варианты и частота использования ИКТ на уроках отличаются в разных странах. В Дании, например, 74 % учителей начальной школы используют ИКТ для создания проектов и в ходе урока практически постоянно (с такой же частотой обращаются к ИКТ только 10 % педагогов Японии). В 34 странах, за исключением Израиля и Японии, среди необходимых направлений повышения квалификации учителя чаще указывали на увеличение уровня ИКТ-компетентности (по сравнению с углублением знаний по предмету). Вместе с тем эффективность подобных мероприятий оценивается учителями ниже по сравнению с повышением квалификации, связанным с предметным содержанием (процент педагогов, положительно оценивающих мероприятия по повышению квалификации в ИКТ-компетентности, на 10 % меньше).

Несмотря на достаточно высокий уровень использования ИКТ в учебном процессе, результаты TALIS указывают на то, что их применение остается нерешенной проблемой. По итогам PISA 2012 года видно, что ограниченное задействование компьютеров в учебном процессе оказывает положительный эффект (по сравнению с ситуацией, когда их не используют) на достижения учащихся, а более интенсивное (по сравнению со средним уровнем, характерным для стран ОЭСР) не всегда приводит к повышению образовательного уровня.

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

 

Источник:

Teachers' ICT and problem-solving skills: Competences and needs [Electronic resource] // Education Indicator in Focus ; OECD. – March, 2016. – № 40. – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jm0q1mvzqmq-en.pdf?expires=1481296766&id=id&accname=guest&checksum=686702907EA0ED7F5F5EBD68AE5BEE55 – Date of access: 09.12.2016.

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО