Февральский номер аналитического издания «Teaching in Focus», выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвящен анализу профессионализма педагога. Из каких компонентов он слагается? В какой помощи нуждаются учителя для повышения своего профессионального уровня?
Материал издания подготовлен на основе отчета «Поддержка профессионализма педагога: данные из TALIS-2013». Как следует из названия, для определения профессионализма педагога использованы результаты проведенного в 2013 году Международного исследования систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), в рамках которого учителям и руководителям школ предлагалось ответить на вопросы о профессиональном развитии на основе оценки ряда предложенных факторов:
- база знаний учителей. Это компетентность педагога в предмете, которому он обучает. Оценивается она в данном случае не столько через знание предмета, сколько через реализацию возможности получения необходимой подготовки для практического преподавания. Учителям предлагалось оценить степень представленности ряда практик: предварительная педагогическая подготовка перед началом трудовой деятельности; участие в индивидуальных или коллективных исследованиях; предоставление различных форм поддержки профессионального развития во время и вне работы (финансовой компенсации затраченных средств; освобождения от отработки, получения материального поощрения за повышение профессионального уровня и др.); участие в долгосрочных программах профессионального развития, в программах, специализирующихся на особенностях предметного содержания, методов преподавания, практических аспектов педагогической деятельности;
- автономность в принятии решений. Оценивается степень реализации на практике возможности самостоятельного принятия решений по различным аспектам педагогической деятельности (независимость в выборе преподаваемых курсов и их содержания, учебных материалов, систем оценивания, дисциплинарных методов);
- профессиональное взаимодействие. Оцениваются реализация возможностей профессионального общения педагогов – участие в различных вводных программах, программах наставничества, сетевой поддержке профессионального развития, получение обратной связи при проведении открытых уроков, а также разработка профессионального плана развития.
Наличие указанных практик по каждому фактору предполагает максимальный балл – 5; общая максимальная оценка по трем факторам – 15 баллов.
На рисунке 1 представлена оценка педагогами (принимавшими участие в исследовании на ступени МСКО-2 – базовое общее образование) трех факторов, обусловливающих их профессиональное развитие. Среди участвующих в TALIS-2013 стран и регионов среднее значение оценок по каждому фактору составляет от 2 до 3 баллов. Это означает, что наиболее эффективные практики по каждому показателю имплементированы примерно наполовину.
Рисунок 1
Результаты анкетирования в разрезе стран представлены на рисунке 2.
Рисунок 2
Высокий уровень общего индекса профессионализма характерен для образовательных систем Российской Федерации, Эстонии, Сингапура (среди стран, не представленных на диаграмме, отметим Новую Зеландию).
Государства, образовательные системы которых отличаются высоким уровнем автономности педагогов, как правило, расположены в Европе. Согласно результатам исследования в странах Восточной Азии, Среднего Востока, Латинской Америки учителям предоставляется меньшая степень автономии. Возможное объяснение подобного положения – влияние существующих различий в культурных нормах.
Высокая степень реализации возможностей для учителей в профессиональном общении характерна для образовательных систем стран Восточной Азии. Она оценена здесь следующим образом: Корея – 3,6; ОАЭ – 3,7; Малайзия – 4,3; Сингапур – 4; Шанхай (Китай) – 4,2. В двух европейских образовательных системах – Великобритании и Румынии – также зафиксированы высокие значения по данному показателю – 3,6 и 3,4 соответственно.
Следует отметить, что корреляция между оценками представленных факторов является достаточно низкой. Высокие баллы по одному из показателей не означают такой же уровень по двум другим.
Кросс-национальные различия результатов, полученных в рамках TALIS-2013, позволяют построить характерные для стран-участниц модели развития профессионализма учителя по выделенным факторам.
Модели разработаны в виде лепестковой диаграммы, на которой представлены данные по оцениванию каждого фактора. Три первые модели характеризуются преобладающей степенью оценки одного из трех предложенных факторов, четвертая (на примере образовательных систем Польши и Великобритании) иллюстрирует сбалансированное распределение в оценках.
Модель 1: высокая степень оценки профессионального взаимодействия – низкая степень оценки автономии (Шанхай (Китай))
Модель 2: высокая степень оценки автономии (Италия)
Модель 3: высокая степень оценивания базы знаний (Франция)
Модель 4: сбалансированное распределение оценок (Польша)
Модель 4: сбалансированное распределение оценок (Великобритания)
Как показали результаты проведенного исследования, для разных стран характерны собственные модели развития и поддержания профессионализма педагога. Между тем в образовательных системах различных государств наблюдается взаимосвязь между высокой оценкой таких факторов, как база знаний, профессиональное взаимодействие, и удовлетворенностью профессией и социальным статусом учителя.
С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.
Источники:
Supporting Teacher Professionalism: Insights from TALIS 2013 [Electronic resource]. – OECD. – 2016. – Mode of access: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/supporting-teacher-professionalism_9789264248601-en#page3. – Date of access: 16.08.2016.
Teaching in Focus. February. 2016/14 (February). Teacher Professionalism [Electronic resource]. – OECD. – 2016. – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jm3xgskpc40.pdf?expires=1471349413&id=id&accname=guest&checksum=914DB5995A465BE515662CDBEEB0E108. – Date of access: 16.08.2016.
Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО