В рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2006 году среди 15-летних учащихся более чем 60 образовательных систем проводился опрос с целью выявления их профессионального самоопределения. Исследователей интересовало, в какой сфере деятельности предполагают работать школьники к 30 годам.

Справочно: В исследовании PISA в 2006 году приняло участие около 400 тысяч учащихся из 57 государств, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учеников 15-летнего возраста этих регионов. 30 стран – участниц программы – члены ОЭСР.

В среднем около 44 % школьников из стран ОЭСР ответили, что к 30 годам получат статусные профессии, требующие высшего образования. Каждый десятый (около 5 % участвующих в опросе) указал в качестве будущей сферы занятости профессию педагога.

Между тем ответы учащихся разных стран на поставленный вопрос значительно варьируются. Педагогические специальности в большей степени (в среднем три человека из десяти) привлекают школьников из Индонезии, Ирландии, Японии, Кореи, Люксембурга и Турции; в меньшей – Эстонии, Германии, Венгрии, Италии.

Проводимое исследование выявило гендерные предпочтения при выборе рассматриваемой профессии: почти во всех странах ОЭСР только 3 % мальчиков хотели бы работать в будущем педагогами (против 6 % девочек). Вместе с тем в некоторых странах (Болгария, Колумбия, Индонезия, Япония и Швейцария) гендерные различия не обнаружены.

Предметом исследования являлось также выявление уровня образовательных достижений учащихся, которые желают стать педагогами и тех, кто выбрал другие профессии.

В Финляндии и Люксембурге отмечался более высокий показатель достижений таких учащихся в грамотности чтения. По уровню математической грамотности рейтинги этих учеников и тех, кто выбрал другие профессии, были одинаковыми.

В Чили, Дании, Эстонии, Германии, Венгрии, Исландии, Японии, Норвегии, Швеции и Швейцарии между рассматриваемыми группами школьников не выявлено отличий в результатах образовательных достижений.

В Бельгии, Канаде, Чехии, Корее и Великобритании показатели учащихся по грамотности чтения находились на одном уровне, но будущие педагоги показали более низкие результаты по математической грамотности.

В Аргентине, Австралии, Израиле, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, Португалии и Турции учащиеся первой группы продемонстрировали более низкие результаты по показателю грамотности чтения и математической грамотности по сравнению со своими сверстниками, предполагающими связать свое будущее с другими профессиями.

Данные об образовательных достижениях 15-летних школьников – будущих педагогов – коррелируют с данными по грамотности и умению считать взрослых людей, работающих учителями. В соответствии с результатами исследования профессиональных навыков взрослых, проводимого в рамках программы ОЭСР по международной оценке компетенции взрослых (PIAAC), учителя таких стран, как Бельгия, Франция, Ирландия, Япония и Корея, не уступают по уровню грамотности представителям других профессий.

Справочно: Программа международной оценки компетенций взрослых (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies, PIAAC) проводится ОЭСР с 2008 года. Первоначально в ней участвовали только государства – члены ОЭСР; в настоящее время в ее состав входит 27 стран. PIAAC изучает следующие базовые компетенции мужчин и женщин в возрасте от 16 до 65 лет: грамотность чтения; навыки вычисления; умение решать нестандартные задачи в современной информационно-технологической среде.

Как показало проведенное исследование, существует проблема выбора подрастающим поколением педагогических профессий на фоне снижения социального статуса, относительно низкого уровня материального благосостояния преподавателей. В среднем в странах ОЭСР учитель начальной школы получает 85 % от заработной платы специалистов с высшим образованием, занятых в других сферах (включая как высокооплачиваемые, так и низкооплачиваемые профессии), учителя базовой школы – 88 % заработной платы, учителя старшей школы – 92 %.

Системы образования смогут привлечь наиболее одаренных и мотивированных учащихся в педагогическую профессию в том случае, если предложат материальное вознаграждение и условия работы, аналогичные другим сферам занятости, и/или гарантируют большую автономию и повышение статуса профессии.

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

 

Источник:

PISA in Focus. Who wants to become a teacher? [Electronic resource] // OECD. – 2015/12 (December). – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jrp3qdk2fzp.pdf?expires=1468827216&id=id&accname=guest&checksum=A74F7440EAC7D143B47A9156BF300DA2

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО