Девяносто четвертый выпуск периодического издания «PISA in Focus» посвящен обсуждению следующего вопроса: есть ли различия в том, ЧТО и КАК изучают ученики в сельских и городских школах?
Справочно: Согласно PISA-2015, к сельским относятся школы, находящиеся в сельских населенных пунктах, население которых не превышает 3 тыс. человек, к городским – учреждения образования, расположенные в городах с населением более 100 тыс. человек.
Согласно результатам PISA 2015 года, в странах ОЭСР – участницах PISA-2015 учащиеся школ, расположенных в сельских населенных пунктах, по естественнонаучной грамотности набрали в среднем на 31 балл меньше по сравнению со своими сверстниками из городских школ (рисунок 1). Разница в 30 баллов по международной шкале PISA равна одному году обучения. Наибольший разрыв по данному показателю наблюдается в таких странах, как Болгария, Венгрия, Португалия, Словакия, Турция, четырех провинциях и самоуправлениях Китая (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун). В некоторых странах (США, Бельгия и Великобритании) наблюдается обратная картина: средний балл учащихся из сельских школ оказался выше балла учащихся городских школ.
Рисунок 1. Разрыв в успеваемости по естественнонаучным дисциплинам между сельскими и городскими школами (статистически значимые результаты показаны на рисунке более темным цветом)
Анализ, проведенный на основе результатов исследований PISA-2015, TALIS-2013, а также обзоров ОЭСР по эффективности использования школьных ресурсов, позволил авторам выпуска прийти к следующим выводам.
Основная причина неблагоприятного уровня учебных достижений учащихся сельских школ кроется в более низком социально-экономическом статусе учащихся данной категории. Как показывают результаты PISA-2015, разрыв в баллах по естественнонаучной грамотности между городскими и сельскими школьниками исчезает после поправки на социально-экономический статус учащихся и учебных заведений. В Эстонии, Финляндии, Литве, Испании и США баллы учащихся сельских школ оказались выше баллов учащихся городских школ со сходным социально-экономическим статусом.
Справочно: В исследовании PISA социально-экономический статус рассчитывается на основе уровня образования и профессии родителей учащихся, оценки материального благосостояния семьи, а также имеющегося в семье количества книг и других образовательных ресурсов. Учащиеся с высоким социально-экономическим статусом – это учащиеся, входящие в 25 % учащихся с наибольшими показателями по данному индикатору в стране. Учащиеся с низким социально-экономическим статусом – это учащиеся, которые входят в 25 % учащихся с наименьшими показателями по данному индикатору в стране.
Более очевиден разрыв между учащимися городских и сельских школ в оценке образовательных ожиданий. В среднем среди стран ОЭСР только 30 % учащихся сельских школ надеются получить высшее образование (среди городских школьников данные ожидания свойственны половине учащихся). Максимальный разрыв по данному показателю характерен большинству стран, имеющих максимальный разрыв в баллах по естественнонаучной грамотности между учащимися городских и сельских школ (Болгарии, Венгрии, Турции, четырем провинциям и самоуправлениями Китая (Пекину, Шанхаю, Цзянсу и Гуандуну), а также Италии). Более скромные образовательные ожидания наблюдаются даже у тех учащихся сельских школ, у которых баллы по естественнонаучной грамотности выше баллов сверстников из городских школ (Великобритания и США). Данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Различия в образовательных ожиданиях для учащихся сельских и городских школ
(статистически значимые результаты показаны на рисунке более темным цветом)
После поправки на социально-экономический статус в среднем по странам ОЭСР разрыв между учащимися городских и сельских школ в оценке образовательных ожиданий существенно уменьшается, но, в отличие от различий в баллах по естественнонаучной грамотности, не исчезает полностью.
Одна из причин – определенные ограничения в наличии материальных ресурсов и спектра образовательных услуг учреждений образования в сельской местности.
Как показывают результаты опроса директоров учебных заведений в рамках PISA-2015, городские учреждения образования в странах со средним уровнем доходов в целом оснащены лучше. Кроме того, в сельской местности имеются ограничения в выборе школы. Как показывают результаты анкетирования родителей учащихся, участвующих в PISA-2015, только 38 % семей учащихся из сельской местности сообщили о наличии второй, конкурирующей школы в их местности (в сравнении с 71 % семей учащихся городских школ). Учащимся сельских школ предлагается меньше видов внеклассной деятельности (девять), в сравнении с десятью видами внеклассной деятельности, предлагаемыми учащимся городских школ.
В некоторых странах (например, Индонезия, ОАЭ), руководители учебных заведений, расположенных в сельской местности, проявили бóльшую озабоченность (по сравнению со своими коллегами из городских школ) по поводу вопросов, связанных с укомплектованностью педагогическим составом и его профессиональным уровнем.
Наряду с невыгодным положением сельских школ в выпуске освещаются моменты, связанные с преимуществами сельских школ перед городскими. К ним относятся меньший размер сельских школ, меньшая наполняемость классов (в среднем, по странам ОЭСР в сельских школах наполняемость классов меньше на пять человек) и, соответственно, меньшее соотношение числа учащихся на одного учителя (число учащихся на одного учителя меньше на два учащихся) (в сравнении с городскими школами). Как показывают результаты PISA-2015, учителя естественнонаучного цикла, работающие в небольших классах, в большей степени адаптируют свои занятия под уровень знаний учащихся, обеспечивая каждому индивидуальную поддержку – по сравнению с учителями в классах с большой наполняемостью (по данным опросов учащихся). Учащиеся в маленьких школах в меньшей степени расположены прогуливать уроки, чем учащиеся больших по размеру школ.
С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.
Источник:
Does attending a rural school make a difference in how and what you learn? [Electronic resource] // PISA in Focus; OECD. – March, 2019. – № 94. – Mode of access: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/d076ecc3-en.pdf?expires=1575039128&id=id&accname=guest&checksum=01B0962B06F329E753D7A6F1D1C3ADD1. – Date of access: 29.11.2019.
Материал подготовлен
управлением перспективного планирования и
образовательных стратегий Образовательного центра НИО