Мартовский номер аналитического издания «Education Indicators in Focus» (март 2018, № 60), выпускаемого под эгидой ОЭСР, посвящен характеристике взаимосвязи депрессии с образованием людей в зависимости от уровня образования, занятости, а также пола.

Всемирная организация здравоохранения определяет депрессию как болезнь, которая характеризуется хронической печалью, потерей интереса к занятиям, которые в норме доставляли удовольствие, а также снижением способностей человека справляться со своими повседневными обязанностями. Психическое здоровье является одним из важнейших показателей социального развития. При этом очевидно, что депрессия и уровень образования взаимосвязаны. Более высокий уровень образования предполагает более низкую частоту проявления депрессии. В свою очередь, депрессия сама по себе может являться фактором наличия более низкого уровня образования.

Обсуждаемые в этой статье данные базируются на результатах Европейского исследования состояния здоровья населения (EHIS), проведенного в 2014 г. в 22 странах ОЭСР, а также в Исландии, Норвегии и Турции. Для Австралии, Канады, Израиля и Швейцарии использовались результаты их национальных опросов. Следует отметить, что данные собирались не по клинической депрессии, а по самодиагностике депрессии среди людей в возрасте от 25 до 64 лет на протяжении 12 месяцев, предшествующих опросу. Как показали результаты исследования, люди, живущие в странах с более высоким уровнем осведомленности и более доступными психиатрическими услугами, чаще указывают на наличие у себя депрессии.

Полученные данные свидетельствуют о снижении самодиагностики депрессии при повышении уровня образования (диаграмма 1). Исключение составляют лишь Канада, Эстония, Латвия и Швеция, где несмотря на похожие результаты, различия между уровнями образования статистически незначимы. Уровни образования представлены в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО), 2011.

Диаграмма 1. Показатель самодиагностики депрессии в зависимости от уровня образования, 2014 г. (в %).

Наибольшее количество взрослых, указавших на наличие у себя симптомов депрессии за последние 12 месяцев, было выявлено в Исландии (14 %). При этом наблюдаются значительные различия исходя из уровня образования. Наряду с Ирландией, Исландия является единственной страной, где уровень депрессии среди взрослых без среднего образования выше 20 % (МСКО 2). Данное значение снижается примерно до 15 % у людей со средним и средним специальным образованием (МСКО 3 и 4) и до 10 % у людей с высшим образованием (МСКО 5 и выше). Эти данные согласуются с результатами 2015 года, по которым Исландия являлась самым большим потребителем антидепрессантов среди стран ОЭСР: 118 человек на каждую тысячу населения принимали данные препараты ежедневно.

Противоположные результаты получены для Греции и Италии. В этих странах уровень самостоятельно выявленной депрессии в целом является достаточно низким. По мнению исследователей, в Италии такая ситуация связана с общественными представлениями относительно публичного обсуждения депрессии. Так, по полученным данным три четверти итальянцев убеждены в том, что людям, страдающим депрессией, следует избегать разговоров о своих проблемах.

Женщины чаще указывают на наличие симптомов депрессии, чем мужчины. В среднем по 22 странам ОЭСР, принимавшим участие в Европейском исследовании по вопросам здоровья (EHIS), 10 % женщин (по сравнению с 6 % мужчин) отмечали переживание депрессии в течение 12 месяцев до проведения опроса. При этом гендерное различие достигает максимума в Португалии и Турции, где этот разрыв составляет около 10 %. Доминирование женского населения в выявлении у себя депрессии резко снижается при приобретении женщинами дальнейшей профессиональной квалификации.

Несмотря на то, что распространенность психических заболеваний не увеличивается, более высокий уровень осведомленности населения ведет к увеличению количества случаев постановки психических диагнозов и исключению людей с психическими заболеваниями из рынка труда. Люди, имеющие психическое заболевание, чаще сталкиваются с трудностями в поиске работы, а если находят ее, то вынуждены приложить немало усилий, чтобы выполнить свои должностные обязанности, а также зачастую показывают сравнительно низкую продуктивность труда. Однако при трудоустройстве людей с психическими заболеваниями наблюдаются улучшения в их состоянии, так как полученный ими статус работающего человека повышает их самооценку и чувство значимости для общества. Поэтому крайне важно, чтобы система образования обеспечивала плавный переход от учебы к работе для всех, а особенно для неуспевающих учащихся, потому что именно они зачастую страдают психическими расстройствами.

В исследовании также выявлялась взаимосвязь трудовой занятости, уровня образования и уровня депрессии. Так, в среднем о депрессии сообщают около 7 % работающих людей с относительно низким уровнем образования. Если к ним добавить безработных и экономически неактивных людей, то показатель депрессии возрастает на 5 %. Для группы людей со средним и средним специальным образованием (МСКО 3 и 4) данный показатель возрастает всего на 2 % и только на 1 % – для людей с высшим образованием (МСКО 5 и выше).

В Финляндии 2 % работающего населения с низким уровнем образования сообщает о симптомах депрессии. Однако при добавлении незанятого и экономически неактивного населения этот показатель возрастает до 12 %. Такая 10-процентная разница между двумя группами является наибольшей по сравнению с остальными странами ОЭСР. В Эстонии эта разница минимальна: общий показатель самодиагностики депрессии является низким не только на всех образовательных уровнях, а также для обоих полов и разных трудовых статусов.

Во всех странах ОЭСР был выявлен низкий показатель депрессии у людей с более высоким уровнем образования. Женщины чаще мужчин замечают у себя признаки депрессии, однако их количество более резко снижается на более высоких уровнях образования по сравнению с мужчинами. Трудовая занятость связана с меньшим уровнем самодиагностики депрессии, особенно для людей с относительно низким уровнем образования. Учитывая тот факт, что психические заболевания зачастую начинаются в детстве и юности, полученные данные подчеркивают важную роль системы образования в обеспечении завершения образования всеми учащимися и успешном переходе на рабочие места.

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

Источник:

How is depression related to education [Electronic resource] // Education Indicators in Focus; OECD. – March, 2018. – № 60. – Mode of access: https://www.oecd-ilibrary.org/education/how-is-depression-related-to-education_782fc82d-en. – Date of access: 15.05.2018.

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования и
образовательных стратегий
Образовательного центра НИО