Темой сентябрьского номера аналитического издания «Teaching in Focus», выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), стало обсуждение вопроса о том, в какой степени представления учителей о сущности образования влияют  на образовательную практику.

В рамках Международного исследования систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS) на рассмотрение выносились различные проблемы, в том числе связанные с отношением учителей, руководителей учреждений образования к своей работе, c представлениями педагогов о сущности образовательного процесса.

Психологи убеждены, что поведение человека формируют его внутренние мысли. Исходя из этого можно предположить, что взгляды педагогов на то, что представляет собой образование, какова идеальная модель обретения знаний, влияют на выбор ими способов воздействия на учеников, методов и приемов обучения.

В рамках исследования TALIS учителям предложили выразить свое отношение к следующим утверждениям, касающимся сущности образовательного процесса и их роли в нем:

  • учителя являются лишь фасилитаторами и помощниками в процессе получения учениками знаний;
  • ученикам должна быть предоставлена возможность найти решение практических заданий прежде, чем готовый ответ будет дан педагогом;
  • рефлексивная деятельность учащихся является приоритетной по сравнению с конкретным содержанием учебных программ;
  • ученики обучаются быстрее и лучше в процессе самостоятельного поиска решения той или иной задачи.

Результаты исследования показали, что более 80 % педагогов, принимавших участие в мониторинге, разделяют предложенные позиции (см. диаграмму).

1

Вместе с тем, как показывают полученные результаты, небольшая часть учителей систематически прибегает к работе в малых группах. 28 % педагогов, участвующих в исследовании TALIS, используют в своей педагогической практике метод проектов.

Чем можно объяснить более частое применение учителями в своей деятельности активных методов обучения? По результатам исследования, в некоторых странах на это влияют положительная атмосфера в классе, наличие успевающих учеников. В классах с большим количеством учащихся, имеющих поведенческие проблемы, активные методы обучения используются педагогами значительно реже.

В результате исследования TALIS была выявлена следующая закономерность. Активные методы обучения (работа в малых группах, метод проектов) более часто применяют в своей практике учителя, которые занимаются развитием своей профессиональной деятельности (являются участниками профессиональных сообществ, проводят  индивидуальные или групповые исследования по интересам), а также вовлечены в наставничество и взаимное обучение. Ниже представлена таблица с данными по количеству стран, участвующих в TALIS, в которых выявлена значительная связь между использованием таких методов обучения, как работа в малых группах и метод проектов, и различными аспектами профессионального развития учителей.

Аспекты профессионального развития Работа в малых группах Метод проектов
Педагоги являются участниками профессиональных сообществ 13 7
Педагоги занимаются индивидуальными или групповыми исследованиями по интересам 11 18
Педагоги вовлечены в наставничество и взаимное обучение 8 8

 

В заключение можно отметить, что выбор педагогами методов и приемов обучения не всегда соотносится с их представлением о сущности образования. Исследование TALIS показало, что в целом учителя согласны с тем, что в процессе обучения необходимо стимулировать активность учащихся. Однако педагогическая реальность такова, что зачастую преподаватели опираются в большей степени на пассивные методики обучения.

Как показало исследование, способом преодоления разрыва между педагогической практикой и взглядами педагогов является поддержка профессионального развития учителей. В целях стимулирования активного преподавания и развития необходимых для достижения успешности навыков у учащихся необходимо сбалансировать активные и пассивные методы преподавания. Это может быть достигнуто, например, с введением планового целевого повышения квалификации по вопросам, связанным с использованием в педагогической практике активных методов обучения.

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

Источник:

Teaching in Focus. February. 2015/13 (September). Teaching beliefs and practice [Electronic resource] // OECD. – 2015. – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jrtkpwtklnx.pdf?expires=1454568820&id=id&accname=guest&checksum=991F08CF6D784FF25107F9EA56AC6CE9. – Date of access: 05.12.2015.

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО