Декабрьский номер аналитического издания «Education Indicator in Focus», выпускаемого под эгидой ОЭСР, посвящен анализу влияния образования на качество жизни и здоровье.

В последнее время в различных публикациях (экономической, социальной тематики) все чаще и требовательнее звучит тезис о необходимости использования разносторонних индикаторов для оценки уровня жизни и благосостояния. Объективные показатели экономического благополучия (ВВП на душу населения и др.) дополняются показателями социального благополучия – субъективными оценками уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Ежегодный аналитический доклад «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» включает обзор различных вопросов в сфере образования, в том числе социальных эффектов образования, влияния образования на состояние здоровья (с 2009 года). Анализ по данной проблеме, представленный в докладе 2016 года, основан на результатах исследования Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC), базе данных статистической службы Европейского союза, полученных с помощью обследования доходов и условий жизни населения в странах Европейского союза (инструмент EU-SILC), а также результатах опроса американского института общественного мнения Gallup (World Gallop Pull).

По итогам исследования PIAAC, людей, определяющих свое самочувствие как хорошее, на 33 % больше среди лиц с высоким уровнем образования и развитыми навыками (по сравнению с теми, у кого уровень образования низкий и менее развиты навыки). В среднем в странах ОЭСР, в которых проходило исследование PIAAC, среди участвующих в опросе положительно оценивают свое здоровье 65 % населения с базовым средним образованием, 79 % – с общим средним образованием, 88 % – с высшим образованием.

Различия в субъективных оценках состояния здоровья в зависимости от образовательного уровня объясняются сложными косвенными связями, существующими в сопряженности «образование – здоровье». Социальные и эмоциональные навыки, приобретаемые в том числе и в процессе формального обучения, в некоторых случаях имеют бóльшее значение для здоровья человека по сравнению с когнитивными навыками. Например, настойчивость, коммуникабельность, самоуважение снижают риск набора лишнего веса. Становление данных качеств зависит от семьи, социальной ситуации развития детей.

Вместе с тем необходимо отметить, что существуют факторы, не позволяющие получить и/или продолжить образование по причине проблем со здоровьем. Иногда выбор менее квалифицированной работы объясняется снижением риска получения производственных травм. Люди различных возрастных групп, обладающие более высоким образовательным уровнем, отмечают меньшую зависимость активности от проблем со здоровьем. Данные по странам ОЭСР, собранные с помощью инструмента EU-SILC, показывают, что разница во взглядах по данному вопросу среди опрашиваемых, имеющих общее среднее и высшее образование, в возрасте 25–34 лет составляет 12 %, в возрасте 35–44 лет – 15 % и в возрасте 55–64 лет – 20 %. Устойчивое увеличение различий в возрастных группах указывает на то, что образование может выступать неким буфером, компенсирующим возникающие в связи со старением проблемы со здоровьем.

Среди государств ОЭСР, участвующих в исследовании, следует выделить Швецию – страну, в которой зафиксирована самая низкая степень зависимости активности от проблем со здоровьем, что свидетельствует о высоком уровне равенства. В Австрии, Эстонии, Финляндии, Венгрии, Латвии, Литве, Словакии и Словении более 50 % населения с базовым образованием отмечают, что ограничение их активности связано с проблемами со здоровьем. Необходимо отметить, что такая ситуация объясняется сравнительно небольшой долей населения с указанным уровнем образования среди населения в целом. Например, в Словакии эта группа составляет всего лишь 10 %; 65 % же из нее отмечают ограничение своей активности в связи с проблемами со здоровьем. Это максимальное значение по странам ОЭСР.

Как свидетельствуют данные опросов американского Института общественного мнения Gallup, в 2015 году в странах ОЭСР в среднем около 92 % людей с высшим образованием были удовлетворены своей жизнью (по сравнению с 83 % людей с общим средним или средним специальным образованием). Можно выделить страны с высоким уровнем удовлетворенности жизнью вне зависимости от уровня образования. Это Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция.

В других странах количество людей с высокой степенью удовлетворенности жизнью значительно различается в зависимости от уровня полученного образования (см. диаграмму). В Венгрии, Индии, Индонезии, Португалии, Словакии, Словении и ЮАР с постепенным повышением уровня образования более чем на 20 % увеличивается число тех, кто удовлетворен своей жизнью. Вместе с тем данные, полученные в Индии, Корее и Турции, свидетельствуют о том, что высшее образование не гарантирует ощущения удовлетворенности жизнью. В названных странах менее 80 % взрослого населения с высшим образованием указывали на удовлетворенность своей жизнью. Полученные результаты подчеркивают сложность феномена «удовлетворенность жизнью», формируемого под влиянием множества факторов. 

Процент населения в возрасте 25–64 лет, указавшего на высокий уровень удовлетворенности жизнью, 2015 год
(представленные данные отражают долю респондентов, сообщивших о высокой степени удовлетворенности жизнью, которая определена как шесть баллов и выше из максимальных одиннадцати по «лестнице Кантрила»).

 

Источник:

Education Indicator in Focus. 2016/47 (December). How are health and life satisfaction related to education? [Electronic resourсe]. – OECD. – 2014. – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/6b8ca4c5-en.pdf?expires=1490885717&id=id&accname=guest&checksum=54BECF748B701B43DF1218738FD2BA27.  – Date of access: 20.02.2017.

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО