Пархоменко Наталия Евгеньевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе специализированной школы № 194 «Перспектива» Оболонского района города Киева, учитель начальных классов, учитель-методист, аспирант Института педагогики НАПН Украины.
Вербальная оценка как мотиватор личностного развития первоклассников
Раскрываются аспекты исследования проблемы вербального оценивания первоклассников с точки зрения его значимости для личностного развития учеников. Автор представляет формы сотрудничества учителя с родителями учеников относительно формирования у детей навыков целеполагания на основе результатов вербального оценивания, описывает первую дискуссионную тему для обсуждения с родителями первоклассников: «Оценка – цель обучения или средство развития ребенка».
Размышления и практические советы учителя-практика сориентируют педагогов и родителей первоклассников на использование вербальной оценки как инструмента самоопределения ребенком новых заданий учебной деятельности.
В школу пришел шестилетний первоклассник: любознательный, гиперактивный, в определенной степени эгоцентричный, информационно осведомленный, но, в основном, физически ослабленный. Как с детской любознательности выращивать устойчивый познавательный интерес? Как двигательную активность направлять на когнитивное развитие? Как сосредоточенность на себе сочетать с внимательным отношением к окружающим? Как в процессе обучения не только сохранять, но и укреплять физическое здоровье, обогащать здоровье духовное? Чтобы школьная жизнь была счастливой, успешной, комфортной, нужно научить ребенка учиться, ставить перед собой задачи и настойчиво их выполнять. Тогда он будет чувствовать радость от процесса познания и поверит в свои силы: я хочу, я могу, я делаю.
Успех – источник внутренних сил ребенка. Он побуждает его к определенным действиям и поступкам. Современный педагог должен владеть искусством моделирования успеха ребенка. Эффективным инструментом такого моделирования является оценка. Она помогает учителю вызвать у ученика эмоциональное восприятие результатов собственных знаний, активизировать стремление познавать мир, быть способным в деятельности удовлетворить свои интересы, потребности.
При каких условиях оценка действительно может стать мотиватором личностного развития ребенка? Учитывая возрастные особенности младших школьников относительно ощущения собственного «Я», восприятия оценки результатов и процесса собственной деятельности окружающими, по нашему мнению, ведущим условием мотивации личностного развития ребенка в учебной деятельности является использование вербальной оценки.
Анализ школьной практики свидетельствует о неприятии родителями учеников начальной школы вербального оценивания учебных достижений их детей. Это объясняется недостаточно глубоким пониманием роли вербальной оценки для личностного развития учеников. Предпочтение родителей отдано балльному оцениваю, что обусловлено традициями устоявшегося годами взаимодействия школы и семьи. По балльной оценке родители четко определяли место ребенка в группе сверстников, а также формировали мнение об эффективности работы учителя, школы, не учитывая при этом содержания достигнутых ребенком результатов. В этих условиях учитель должен проводить разъяснительную работу и убеждать родителей в том, что использование вербального оценивания позволяет выявить текущие затруднения ученика, класса и на этой основе строить индивидуальную и групповую работу школьников. В то же время учителю важно четко знать отношение ребенка к обучению и к оценке учебных достижений. Как правило, оно формируется в семье: ребенок идет в школу учиться для развития своих способностей, приобретения опыта, необходимого для самоутверждения в жизни или ради оценки, похвалы. Поэтому, одним из ведущих путей решения очерченных проблем является сотрудничество учителя с родителями. Оно должно быть направлено на создание оптимальных условий гармоничного развития каждого ребёнка и строится на принципах сотрудничества. Наиболее распространенными организационными формами взаимодействия родителей с учителем остаются родительские собрания, лектории, тренинги для родителей, индивидуальные консультации. Сотрудничество с родителями предполагает демократический стиль взаимоотношений, который позволяет принимать определенные педагогические решения на основе коллективного обсуждения проблем. Оно, как отмечает доктор педагогических наук А. Д. Цимбалару, должно быть направлено на формирование у родителей «ценностно-смысловых образовательных ориентиров» и позитивного отношения к участию в проектировании образовательного пространства ребенка. А реализовать эту задачу необходимо через интерактивные формы проведения родительских собраний: ролевые игры, видео-тренинги и тому подобное. Такой подход «не только улучшает взаимопонимание родителей, детей и учителей, а и создает условия для выработки совместных ментальных моделей организации учебно-воспитательного процесса» [4, с. 329].
Современная школьная практика сотрудничества педагогического коллектива с семьей представлена различными формами работы с родителями. Важно, чтобы все они были объединены целью найти общие позиции по созданию оптимальной для развития учебной среды, в которой школьная жизнь ребенка станет успешной и счастливой. Для выработки общей точки зрения относительно ориентирования детей на учебу не для оценки и похвалы, а для внутреннего обогащения: я учусь слушать, наблюдать, запоминать, учусь выражать свои мысли и т. д. целесообразно провести дискуссию с родителями на тему «Оценка – цель обучения или средство развития ребенка». Опишем организацию такого родительского собрания.
Организационные особенности построения дискуссии как формы проведения родительских собраний обусловлены сущностью данного понятия: дискуссия (от лат. discussion – исследование, рассмотрение) предусматривает открытый поли-/диалог (в данном случае – полилог), во время которого обсуждается актуальный, но спорный вопрос. Его рассмотрение происходит в доброжелательной атмосфере и, как правило, направлено на положительный результат решения проблемы. Целью дискуссии является поиск истины или правильного (приемлемого для большинства) решения проблемы через высказывание собственных суждений и сопоставления различных позиций на проблему. Структурно организация дискуссии имеет три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап предполагает предварительное обзорное ознакомление участников собрания с темой дискуссии, ее изложением в разных источниках. Учитывая разнообразие образовательной (в том числе и профессиональной) подготовки родителей учеников класса, их возможности относительно самообразования, целесообразно перед дискуссией раскрыть перед родителями сущность вербального оценивания учебных достижений первоклассников. Саму дискуссию советуем организовать в форме групповой работы. После теоретического изложения содержания проблемы по результатам блиц-опроса об отношении к вербальному оцениванию родители объединяются в группы для проведения SWOT-анализа проблемы. Чтобы дискуссия привела к конструктивному решению проблемы, важно договориться об основных правилах её ведения. Это предполагает четкое, конкретное и откровенное высказывание своей точки зрения; уважительное отношение к точке зрения всех участников дискуссии; выслушивание позиции оппонента до конца, не перебивая; соблюдение регламента высказывания; направление несогласия, критики на идею, позицию, а не на конкретное лицо; поддерживание позитивной атмосферы ведения дискуссии. Во время заключительного этапа дискуссии вырабатывается общая позиция на спорный вопрос и определяются дальнейшие шаги сотрудничества школы и семьи относительно отслеживания развития ребенка, личностного вообще и когнитивного в частности.
Подробнее представим содержательный аспект предложенной дискуссии с родителями по трем блокам: мини-лекция учителя, блиц-опрос и работа в группах.
Родительское собрание в форме дискуссии на тему
«Оценка – цель обучения или средство развития ребенка»
Прежде всего проводят мини-лекцию, которая будет способствовать формированию у родителей понимания роли вербальной оценки для личностного развития учеников. Подадим ее ориентировочное содержание.
Успех ребенка в школе, его эмоциональное благополучие и личностный рост в значительной степени зависит от используемых средств мотивации учебной деятельности. Ведущее место среди них принадлежит оценке. Педагог-гуманист Ш. А. Амонашвили подчеркивал, что оценки являются инструментом не столько дидактическим, сколько социальным. Он отмечал, что балльная оценка приводит к распределению класса по успеваемости: «отличники – это способные и умные ученики, которые являются гордостью школы, а троечники тянут класс назад… Это несет тяжелые последствия для эмоциональной жизни школьника, для его социального и нравственного становления» [1, с. 40]. По мнению ученого социальная среда, окружающая ребенка, требует от него «хороших оценок», которые гарантируют чувство собственной полноценности, особый статус в классе. В этой ситуации нивелируется содержательная сторона оценки.
Шести-семилетний ребенок не может понимать зависимость полученной оценки от собственных усилий, от вложенного в работу труда, поэтому старается во что бы то ни стало получить оценку. В таком случае ребенок учится не для ощущения чувства радости от достижения успеха, а для оценки. Дети на интуитивном уровне легко ощущают связь между полученной оценкой и отношением родителей, окружающих к себе. У них рождаются мысли: «мама меня не очень любит, потому что я получил 9, а не 12». Чтобы предотвратить появление такой тревожности у детей, необходимо научить ребенка понимать оценку, сформировать у него навыки самоконтроля и адекватной самооценки, уверенность в собственных силах, понимание того, что успех в учебной деятельности зависит от трудолюбия, настойчивости, ответственности, заинтересованности в том, что делаешь. Именно вербальное оценивание способствует пониманию ребенком своих достижений и трудностей в учебной деятельности, наталкивает на поиск способов их преодоления. Оно является предпосылкой выработки у учеников самостоятельности, формирования навыков самоконтроля и самооценки, развития критического мышления.
На доминировании в начальной школе оценки в виде мотивированного оценочного суждения акцентирует внимание педагогов академик НАПН Украины А. Я. Савченко. Она отмечает, что оценочное суждение «дает ученику возможность осознать, как именно он справился с работой, в чем ошибка, как ее лучше исправить» [3, с. 167]. При этом содержательная оценка учителя должна иметь стимулирующий характер, пробуждать у ребенка интерес к учебной деятельности. Ведь оценка учебных достижений школьников, основанная на положительных принципах, приводит к ощущению эмоционального удовлетворения, радости познания, помогает шести-семилетнему ребенку найти свое место среди сверстников, поддерживает уверенность в себе, в своих силах.
Важность вербального оценивания для личностного развития ребенка подчеркнута и в теории развивающего обучения. Ее разработчики (В. В. Давидов, А. К. Дусавицкий, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман и др.) утверждают, что понимание ребенком оценки, поставленной учителем, требует высокого уровня развития самооценки, а у первоклассников это личностное качество только формируется. Балл показывает конечный результат, но не дает содержательное описание этого результата, не демонстрирует процесс продвижения ученика по индивидуальной траектории развития. В балльной оценке не содержится какой-либо конструктивной информации о том, что именно является причиной высокого или низкого балла. Кроме того, дети младшего школьного возраста еще недостаточно дифференцируют оценку личности и оценку деятельности: для них низкий балл за работу ассоциируется с негативной оценкой их личности. Поэтому, во избежание негативных воздействий на психоэмоциональное состояние ребенка, с целью его ориентирования на конкретные шаги в когнитивном и личностном развитии, в начальной школе должна использоваться вербальная оценка. Особенно важно применять ее в работе с первоклассниками.
Следовательно, в контрольно-оценочной деятельности необходимо глубоко понимать влияние оценок на чувства школьников. Вербальная оценка должна быть понятной ребенку для определения дальнейших шагов учебной деятельности, она должна раскрывать перед ребенком перспективу успеха. По словам Ш. А. Амонашвили, «учительская оценочная деятельность... утверждает в Ребенке успех и предотвращает от неудачи. Все это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные и знаковые, материализованные или материальные» [2, с. 53].
Следующим структурным компонентом родительского собрания в форме дискуссии является блиц-опрос. Он дает возможность объединить родителей в группы с учетом их отношения к вербальной оценке учебных достижений их детей. Учитель предлагает родителям ответить на вопрос «Поддерживаете ли вы использование вербального оценивания учебных достижений первоклассников?» и сесть за сконструированные из парт условно круглые столы с разным цветом флажков. За стол с зеленым флажком садятся те, кто дал утвердительный ответ на вопрос, за стол с синим флажком – те, чей ответ отрицательный, за стол с желтым флажком – те, кто не определился.
Дальше организовывается работа в группах для проведения SWOT-анализа проблемы вербального оценивания и выработки общей позиции для проведения дискуссии. SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон вербального оценивания, ее возможностей и рисков. Первая группа родителей, сидящих за столом с зеленым флажком, определяет сильные стороны и возможности вербального оценивания. Вторая группа, которая сидит за столом с синим флажком, сосредотачивается на раскрытии слабых сторон и рисков, которые могут возникнуть в результате вербального оценивания. За столом с желтым флажком работает группа экспертов, участники которой еще раз с учителем обсуждают сущность и значимость вербальной оценки для личностного развития первоклассников и определяют, какими путями можно обеспечить информирование родителей об учебных достижениях их детей. Для примера представим результаты работы групп родителей первоклассников на основе SWOT-анализа проблемы вербального оценивания (таблица 1).
Таблица 1
Результаты SWOT-анализа родителями первоклассников
проблемы вербального оценивания
Группа участников за зеленым столом |
Группа участников за синим столом |
Сильные стороны: вербальное оценивание соответствует возрастным возможностям ребенка воспринимать оценку; вербальное оценивание активизирует деятельность ученика, поскольку предусматривает совместную деятельность учителя и ученика, инициатива в которой должна принадлежать ученику; вербальное оценивание определяет перспективы развития ученика; поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебно-познавательных мотивов; вербальное оценивание позволяет избежать стереотипов в контроле и оценке достижений учеников, поскольку оценочные суждения звучат в момент выполнения или обсуждения результатов учебной деятельности. |
Слабые стороны: проблема понимания ребенком комментариев; временные затраты на высказывания оценочных суждений; неразработанность критериев вербального оценивания усиливает субъективизм оценочных суждений; недостаточная четкость разграничения уровней учебных достижений учеников; несформированность у первоклассников умения воспринимать критику; низкие возможности оперативной связи с родителями для сообщения учебных достижений учеников; разный подтекст одного и того же выражения. |
Возможности: создаются условия формирования у учеников навыков самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности, навыков целеполагания; обеспечивается развитие общеучебных умений учащихся; закладываются основы развития внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных операций, внутренней мотивации к учебной деятельности; открываются возможности для построения индивидуальной траектории развития ребенка; в позитивной атмосфере контроля и оценки учебных достижений формируется эмоциональная культура учеников; создаются благоприятные условия для развития творчества учеников. |
Риски: невозможность оперативной связи с родителями может на время исключить их из процесса управления учебной деятельностью учащихся; временные ограничения урока обуславливают типичные высказывания учителя об учебных достижениях ученика (Молодец), что в большей степени характеризует личность ребенка, а не его деятельность или результат деятельности. |
С целью выработки определенной позиции относительно вербального оценивания учебных достижений первоклассников у родителей, участвующих в экспертной группе, учитель предлагает им обсудить содержание карточек с аргументацией в пользу балльного (таблица 2) и вербального оценивания учебных достижений первоклассников (таблица 3). Задача состоит в соотнесении противоположных аргументов, касающихся одной и той же ситуации, и выработке у родителей позитивного отношения к вербальной оценке.
Таблица 2
Карточки с описанием аргументов в пользу балльного оценивания учебных достижений первоклассников
Аргумент1 |
Вербальная оценка с помощью словесных одобрений (хорошо, молодец, выполнил хорошо и т.д.) наряду с использованием невербальных средств (улыбка, поощрительные жесты), а также проявления коллективной оценки (аплодисменты, призы) возбуждают эмоции ребенка (радость, восторг или недовольство, стеснение в случае похвалы или указания на неправильность выполнения задания). Но слова типа «Молодец», характеризуют личность ученика, а не его учебную деятельность и достижения. И хотя подобные эмоциональные поглаживания важны для самоутверждения ребенка, они имеют кратковременное воздействие и со временем могут потерять мотивирующее значение, если их не подкреплять конкретными оценочными суждениями. |
Аргумент 2 |
В условиях вербальной оценки невозможно четко понимать успехи и проблемы ребёнка. Как знать, успевает ребёнок работать с классом, готов ли к выполнению определённых учебных задач, в какой помощи нуждается? |
Таблица 3
Карточки с описанием аргументов в пользу вербального оценивания учебных достижений первоклассников
Аргумент 1 |
Школа для ребенка должна стать домом радости и открытий, куда он всегда охотно идет. Именно это ориентирует на использование вербального оценивания учебных достижений ребенка. Оно должно осуществляться на основе взаимоуважения и доверия, обеспечивая при этом радость познания, ситуации взаимного успеха и дружбы. Только уважительное, взвешенное, ответственное отношение к детям, к их таинственным силам, заложенным природой, только понимание учащихся как субъектов, активных участников учебно-воспитательного процесса, видение в каждом ребенке личности создает атмосферу, благоприятную для развития творческих задатков, индивидуальных склонностей и предпочтений школьников. |
Аргумент 2 |
Доминирующим оценочным суждением должно стать не однословные одобрения или осуждения действий, результатов, а словесная констатация того, что именно правильно сделал ребенок, какие моменты или шаги алгоритма решения задачи пропустил, не учел, сделал неточно. Важно научить ребенка видеть, понимать, анализировать и оценивать свои возможности и потребности, правильно определять задачи, рассчитывать силы и время. Вербальное оценивание используется для анализа процесса и результата работы, выбора способа выполнения задачи, содержания полученного продукта. Конкретные указания сориентируют ребенка на определение шагов, которые позволят не допускать подобных ошибок, достигать качества работы. Ориентирами таких словесных суждений для учителя являются программные требования к учебным достижениям учеников. |
Аргумент 3 |
В оценочных суждениях учитель отражает динамику овладения учеником тем или иным компонентом предметной или ключевой компетентности. Во время вербального оценивания фиксируется индивидуальное продвижение каждого ребенка без сравнения его с другими, без ранжирования учеников по уровню их успеваемости. При этом целесообразно использовать «Дневник достижений», в котором указывать уровни сформированности тех или иных показателей развития как самим учеником, так и учителем. Использование дневников достижений открывает возможность оперативной связи с родителями. |
Аргумент 4 |
Современные информационные технологии открывают новые возможности ежедневного общения учителя с родителями через социальные сети Интернета. В практике работы начальной школы приобретает признание и активно используется для решения организационных вопросов, объявлений о мероприятиях, освещения достижений учащихся класса общение родителей в социальных сетях в отдельных группах. Для сообщения индивидуальных особенностей учебной деятельности ребенка учителя используют электронную переписку и телефонные разговоры. При этом соблюдается конфиденциальность информации. По соглашению родителей в сети группы класса демонстрируют фотографии фрагментов уроков, воспитательных мероприятий, экскурсий, фотографии работ учеников. Комментарии одноклассников и родителей являются дополнительным стимулом активизации учебной деятельности учеников. |
После проведенной описанной выше подготовительной работы проводится дискуссионное обсуждение проблемы. Для того чтобы сотрудничество школы и семьи строилось на принципах партнерства, учителю целесообразно стать равноправным участником одной из групп. А модератора дискуссии советуем выбрать из числа родителей, участников экспертной группы. На него возлагается задача управления ходом дискуссии, контроля соблюдения этических правил дискутирования, направления участников родительского собрания на выработку общей позиции относительно использования вербальной оценки и организации обратной связи между родителями и учителем. Итогом такой работы может быть решение об использовании вербального оценивания учебных достижений первоклассников и о способах коммуникации учителя с родителями: родительский день, когда проводятся индивидуальные встречи с родителей с учителем; электронная переписка с учителем; определенное время телефонных разговоров; дни открытых дверей для родителей, семейные праздники класса и т. д.
Сотрудничество школы с семьей является важным фактором создания оптимальной для личностного развития каждого ребенка учебной среды. Активность родителей в учебно-воспитательном процессе, понимание и поддержка ими используемых технологий обучения, в том числе и способов контрольно-оценочной деятельности, является предпосылкой успешного продвижения ребенка по индивидуальной траектории развития. Предложенная дискуссия по теме «Оценка – цель обучения или средство развития ребенка» откроет для родителей окно в мир становления мысли ребенка, формирования его активной позиции в процессе обучения, гармоничного личностного развития. Вербальное оценивание, осуществляемое учителем, будет мотивировать проявление познавательной активности первоклассника, развитие умений оценивать свои учебные возможности, способность выполнить то или иное задание. Только тогда, когда информация получена собственным трудом, когда она прошла через чувства, через внутреннее состояние ребенка, только тогда она долго будет жить в сознании и сможет быть использованной в различных жизненных ситуациях. Только при таких условиях укрепляется интерес ребенка к учебе, потому что рядом с мышлением идут эмоциональный подъем, интеллектуальное вдохновение.
Существующая практика балльного оценивания мотивирует школьников преимущественно на получение оценки-балла, а не приобретение опыта выполнения практических задач в различных жизненных ситуациях. Все это актуализирует необходимость проведения разъяснительной работы с родителями учащихся о современных инструментах контрольно-оценочной деятельности, одним из которых является вербальное оценивание. На основании положительных суждений учителя, которые стимулируют уверенность ребенка в собственных силах, вдохновляют на успех, формируется способность к самооценке, которая обуславливает продвижение в личностном развитии. Взаимосвязанность процессов контрольно-оценочной деятельности учителя и контрольно-оценочной деятельности ученика обеспечивает непрерывность и успешность личностного роста ребенка. Задача учителя глубоко понимать ученика, тонко чувствовать его потребности, желания и возможности, учитывать в работе возрастные особенности и индивидуальные качества каждого шестилетнего ученика. Это возможно при условии конструктивного сотрудничества учителя с родителями, которое строится на принципах взаимного партнерства. Именно оно должно стать основой развития самодеятельности ребенка, пробуждением его мысли, рождением творчества и самоутверждением в социуме.
Список использованных источников
- Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. – М. : Знание, 1980. – 96 с. / Новое в жизни, науке и технике // Педагогика и психология. – № 10.
- Амонашвили, Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики – Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной педагогики, Артемовский Центр Гуманной педагогики. – Донецк, 2013. – 129 с.
- Савченко, О. Я. Сучасний урок у початкових класах / О. Я. Савченко. – К. : «Магістр-S», 1997. – 256 с.
- Цимбалару, А. Д. Педагогічне проектування освітнього простору в школі І ступеня: теорія і практика : монографія / А. Д. Цимбалару. – К. : Педагогічна думка, 2013. – 692 с.