Фурса Ирина Анатольевна,
консультант аттестационного управления Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, кандидат философских наук.

Сфера научных интересов:
социальная философия;
квалиметрия учебного процесса и др. 

 

 

 

 

 

 Социокультурные основания современных прогнозов изменения образовательного идеала

В статье обозначены границы социокультурной рамки анализа современных изменений образовательного идеала. На основе обобщения повторяющихся нарративов, так называемых общих мест, в научных и публичных дискуссиях из общего социокультурного фона развития белорусского общества выделены тенденции, оказывающие наибольшее влияние на динамику образовательного идеала: культурное разнообразие, интернационализация и цифровой разрыв, растущая неопределенность, деструктурация и социальное неравенство.

Ключевые слова: деструктурация; образование; образовательный идеал; социальная неопределенность; социальное неравенство; социальные прогнозы; цифровой разрыв.

Полный текст статьи размещен здесь.

Cтуканов Виталий Григорьевич,
заведующий лабораторией проблем воспитания личности научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
формирование, развитие и коррекция личности;
нравственно-правовое воспитание; педагогическая профилактика и психокоррекция девиантного поведения; социальная профилактика правонарушений; формирование правосознания личности;
информационно-психологическое воздействие на общественное сознание; психология управления. 

 

 

Концептуальные основания военно-патриотического воспитания
в учреждениях общего среднего образования

В статье осуществлен психолого-педагогический анализ содержания и направлений военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Военно-патриотическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный на формирование патриотического сознания, морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества. Обоснованы структурные компоненты патриотического сознания. Сформулированы задачи и направления военно-патриотического воспитания (военно-идеологическое, военно-историческое и военно-спортивное).

Ключевые слова: патриотизм; военно-патриотическое воспитание; патриотическое сознание; Отечество; военно-идеологическое направление; военно-историческое направление; военно-спортивное направление.

Полный текст статьи размещен здесь.

Ишмуратова Елена Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук.

 

 

 

 

 

 

Технологии оказания помощи детям раннего возраста с аутизмом

Статья посвящена современным педагогическим технологиям оказания помощи детям раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Автор рассматривает различные модели сопровождения семьи ребенка с РАС, особенности оказания ранней помощи в разных странах.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра; ранняя помощь; сопровождение семьи ребенка с РАС.

Полный текст статьи размещен здесь.

Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.

 

 

 

 

 

Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения

В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.

Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.

Полный текст статьи размещен здесь.

Волочко Анна Михайловна,
главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
методика обучения белорусскому языку в учреждениях общего среднего образования;
лингвометодика;
развитие связной речи.

Шибкова Кристина Игоревна,
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории средней школы № 186 г. Минска, аспирант Белорусского государственного университета имени Максима Танка.

 

Читательские умения как основа формирования читательской грамотности при обучении языкам

В статье раскрывается понятие «читательские умения», дается его уточнение в связи с международными сопоставительными исследованиями качества образования. С целью формирования читательских умений при обучении языкам предлагается выделить пять групп умений, связанных с чтением и пониманием текста. Приводится характеристика читательских действий и соответствующих им читательских умений, которые при обучении русскому (белорусскому) языкам являются основой формирования читательской грамотности учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность; чтение; понимание текста; читательские умения; читательские действия; навыки работы с текстом; обучение языкам.

Полный текст статьи размещен здесь.