- Details
- Category: Новости Блога
Волочко Анна Михайловна,
главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.
Сфера научных интересов:
методика обучения белорусскому языку в учреждениях общего среднего образования;
лингвометодика;
развитие связной речи.
Шибкова Кристина Игоревна,
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории средней школы № 186 г. Минска, аспирант Белорусского государственного университета имени Максима Танка.
Читательские умения как основа формирования читательской грамотности при обучении языкам
В статье раскрывается понятие «читательские умения», дается его уточнение в связи с международными сопоставительными исследованиями качества образования. С целью формирования читательских умений при обучении языкам предлагается выделить пять групп умений, связанных с чтением и пониманием текста. Приводится характеристика читательских действий и соответствующих им читательских умений, которые при обучении русскому (белорусскому) языкам являются основой формирования читательской грамотности учащихся.
Ключевые слова: читательская грамотность; чтение; понимание текста; читательские умения; читательские действия; навыки работы с текстом; обучение языкам.
- Details
- Category: Новости Блога
Хитрюк Вера Валерьевна,
директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, доцент.
Сфера научных интересов:
обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью;
подготовка педагогов к работе в условиях образовательной интеграции;
формирование инклюзивной готовности будущих педагогов.
Отечественный и зарубежный опыт обеспечения инклюзии в общем образовании:
противоречия, проблемы, задачи
На основе анализа систем образования стран Скандинавии, Западной Европы, США, Китая, Австралии, Гонконга, государств постсоветского пространства и Беларуси определены и описаны основные общие механизмы и инструменты осуществления инклюзивной образовательной практики. Выявлены противоречия обеспечения инклюзии в общем образовании в социальном, образовательном и профессионально-педагогическом аспектах. Рассмотрены основные проблемы отечественной образовательной практики в контексте принципа инклюзии в образовании, сформулированы задачи, направленные на их разрешение.
Ключевые слова: общее образование; инклюзивные процессы; образовательная инклюзия; противоречия в обеспечении инклюзии; особые образовательные потребности; специальные условия образования; дети с особенностями психофизического развития; инструменты обеспечения инклюзивной образовательной практики.
- Details
- Category: Новости Блога
Урбан Мария Анатольевна,
профессор кафедры естественнонаучных дисциплин Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, доцент.
Сфера научных интересов:
методика преподавания математики в начальных классах;
учебное моделирование как метод и прием обучения.
Методические аспекты формирования математической функциональной грамотности учащихся
на I ступени общего среднего образования
В статье представлены требования к отбору учебного материала, направленного на формирование математической функциональной грамотности учащихся начальных классов, описаны особенности конструирования и типология заданий по формированию математической функциональной грамотности, приведены примеры заданий различных типов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая функциональная грамотность, содержательные и интегративные компоненты функциональной грамотности, начальное обучение математике.
- Details
- Category: Новости Блога
Демьянович Наталья Михайловна,
начальник центра дошкольного, начального и специального образования учреждения образования «Могилевский государственный институт развития образования».
Исследовательская компетентность учителя:
актуальность, сущность и структурные компоненты
В статье обоснована актуальность развития исследовательской компетентности учителей как одного из условий формирования профессиональной компетентности. Рассмотрены сущность и структурные компоненты исследовательской компетентности учителя.
Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя, исследовательская компетентность учителя, структурные компоненты исследовательской компетентности учителя.
- Details
- Category: Новости Блога
Игнатович Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы филологического факультета Белорусского государственного университета.
Дополнительное образование юристов:
профессионально ориентированное речевое развитие
Рассматриваются проблемы коммуникативного совершенствования профессиональных юристов на уровне дополнительного образования. Представлены содержание и особенности речевого развития представителей различных юридических специальностей. Выделены профессионально ориентированные специфические коммуникативные недочеты в области юридической деятельности. Предложены способы повышения эффективности воздействия юристов на участников коммуникации.
Ключевые слова: дополнительное образование; речевое развитие юристов; культура речи; языковые средства; функции средств языка.