Старжинская Наталья Степановна
ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
подготовка детей к школе, обучение детей грамоте, развитие речи дошкольников и обучение их родному и второму языкам, использование информационно-коммуникационных технологий для формирования базовых основ культуры дошкольников.

 

 

  

Особенности формирования основ читательской грамотности у воспитанников
учреждений дошкольного образования в США

Рассматриваются основы формирования начал читательской грамотности у детей дошкольного возраста в США: необходимые ключевые прогностические навыки и способности, основные принципы раннего приобретения грамотности. Приведены рекомендации по обеспечению равного доступа к получению детьми начал грамотности в области чтения и письма.

Ключевые словадети дошкольного возраста; развитие речи и начала читательской грамотности (ранняя грамотность); эмерджентная грамотность; ключевые прогностические навыки и способности; рекомендации.

Полный текст статьи размещен здесь.

Навицкая-Гаврилко Виктория Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.

Сфера научных интересов:
психология ребенка с особенностями интеллектуального развития.

 

  

 

 

Светлакова Ольга Юрьевна,
старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.

Сфера научных интересов:
интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование.

 

 

 

 

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь

На основе теоретического анализа современных научных исследований определены условия эффективного обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В результате эмпирического исследования выявлены актуальные проблемы обучения и воспитания детей РАС в Республике Беларусь, намечены векторы работы по совершенствованию образовательного процесса для детей данной категории. 

Полный текст статьи размещен здесь.

Пальчик Геннадий Владимирович
заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
проблемы повышения качества образования; стратегия и механизмы трансформации образовательных систем в условиях развития информационного общества; научно – педагогические основы создания и использования информационно-образовательных ресурсов; научно-методические основы профильного обучения и развития лицейского образования; методика обучения и воспитания, менеджмент образования, подготовка педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования.

 

  

Потенциал профориентационной работы в системе общего среднего образования в условиях развития информационного общества

Рассматривая профориентацию как педагогическую проблему, связанную с развитием способности обучающихся управлять собственной карьерой, автор акцентирует внимание на международном и отечественном опыте и тенденциях использования информационно-коммуникационных технологий сопровождения профориентационной работы, проводит SWOT-анализ их применения в национальной системе общего среднего образования.

Ключевые слова: профориентация; общее среднее образование; информационно-коммуникационные технологии.

Полный текст статьи размещен здесь.

Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.

 

 

 

 

 

Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения

В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.

Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.

Полный текст статьи размещен здесь.

Окончание. Начало: https://www.adu.by/images/2023/02/rusetskiy.pdf.

Петрович Марьян Николаевич,
младший научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования, магистр педагогических наук.

Сфера научных интересов:
актуальные вопросы методики преподавания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования. 

 

 

  

 

Функциональная грамотность в области здоровьесбережения учащихся

В статье рассматривается содержание понятия «функциональная грамотность», определяется ее значение при обучении учащихся основам здоровьесбережения. Раскрываются структурные особенности и параметры оценки развития функциональной грамотности в области здоровьесбережения, исследуются педагогические условия, средства и методы ее повышения.

Ключевые слова: здоровьесбережение; учащиеся; грамотность; функциональная грамотность; санитарная грамотность; учреждение образования.

Полный текст статьи размещен здесь.