С октября 2022 года Национальным институтом образования при поддержке Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь реализуется социально-значимый проект, направленный на решение задач по формированию у детей и учащейся молодежи страны навыков XXI века (включая социально-эмоциональные навыки).
С июля по сентябрь текущего года белорусскими учеными и специалистами в области образования решались такие задачи, как:
- разработка критериев и показателей оценки уровня сформированности социально-эмоциональных навыков обучающихся на II ступени общего среднего образования;
- разработка инструктивно-методических материалов по использованию диагностического инструментария оценки уровня сформированности социально-эмоциональных навыков обучающихся на II ступени общего среднего образования;
- разработка методических рекомендаций для проведения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков обучающихся (для 3 (4), 6 (7) классов).
Кратко опишем полученные результаты.
Разработка критериев и показателей оценки уровня сформированности социально-эмоциональных навыков обучающихся на II ступени общего среднего образования
Критерии и показатели – основа любого инструментария (в том числе по оценке личностных характеристик). В рамках проекта внимание разработчиков было сконцентрировано на вопросах изучения социально-эмоциональных навыков учащихся подросткового возраста – учащихся, составляющих одну из наиболее уязвимых возрастных групп. Критерии и показатели выступают необходимыми ориентирами для определения уровней сформированности навыков, отслеживания изменений в социально-эмоциональном развитии учащихся в процессе обучения и воспитания, служат основой для разработки и внедрения эффективных программ совершенствования данных навыков.
Результатом деятельности рабочей группы по указанному направлению стали критерии и показатели оценки уровня сформированности социально-эмоциональных навыков обучающихся на II ступени общего среднего образования с учетом национальной рамки универсальных компетенций по направлениям:
- эмоциональная регуляция;
- коммуникация;
- кооперация.
По каждому направлению были определены критерии, которым соответствуют определенные показатели; дана интерпретация их проявления в поведении и деятельности подростков.
Так, к примеру, в области эмоциональной регуляции критериями по содержательному аспекту «распознавание и выражение эмоций» явились: 1) распознавание и понимание собственных эмоций; 2) распознавание и понимание эмоций других людей; 3) экспрессия.
Показателями по первому критерию выступили: способность подростка определять и понимать свое текущее эмоциональное состояние; способность на ранней стадии замечать возникновение у себя негативных эмоций и понимать их причины; способность устанавливать связь между событиями и собственными эмоциями; способность различать у себя схожие по модальности и интенсивности эмоции; способность предвидеть свои эмоциональные реакции (гнев, аутоагрессия, депрессия) в стрессовой ситуации.
По второму критерию были определены следующие показатели: способность распознавать и понимать текущее эмоциональное состояние других людей; способность замечать возникновение негативных эмоций других людей на ранней стадии и понимать их причины; способность устанавливать связь между событиями и эмоциями других людей; способность различать схожие по модальности и интенсивности эмоции других людей; способность предвидеть эмоциональные реакции других людей в стрессовой ситуации.
Показателями по третьему критерию выступили: способности переживать эмоции; их проявлять и выражать.
Разработанные критерии и показатели оценки социально-эмоциональных навыков были положены в основу диагностического инструментария, апробированный на выборке из 612 учащихся II ступени общего среднего образования (опросники «Диагностика эмоциональных навыков», «Самооценка коммуникативной компетентности», «Самооценка компетенций в кооперации», «Самооценка эмоциональной компетентности», «Навыки социальной коммуникации»; кейсы для изучения компетенций кооперации, коммуникации; анкеты «Социально-эмоциональные навыки и факторы их развития» для учащихся и родителей; рисуночный тест на распознавание эмоций).
Следует отметить, что проведенная апробация позволила не только внести необходимые коррективы в диагностический инструментарий (опросники, кейсы, анкеты, тест), но и уточнить систему критериев и показателей, разработанных в сотрудничестве с представителями Республиканского института профессионального образования при консультативной поддержке международных экспертов Екатерины Орел и Александра Сокола.
Разработка инструктивно-методических материалов по использованию диагностического инструментария оценки уровня сформированности социально-эмоциональных навыков обучающихся на II ступени общего среднего образования
Важность мониторинга сформированности социально-эмоциональных навыков обусловлена тем, что их развитие влияет не только на психологическое здоровье учащихся, но и на результативность учебной и внеучебной деятельности, способствует развитию личности в целом.
Группой разработчиков были определены структура и форма предъявления инструктивно-методических материалов по использованию диагностического инструментария оценки уровня сформированности социально-эмоциональных навыков обучающихся на II ступени общего среднего образования, подготовлено соответствующее содержание.
Для осуществления мониторинга создан диагностический инструментарий, позволяющий осуществить комплексную оценку по следующим блокам: «Эмоциональная регуляция», «Коммуникация», «Кооперация».
Этот инструментарий включает в себя комплект методик, предназначенных для выявления уровня сформированности социально-эмоциональных навыков у подростков, а также методики диагностики эмоциональной и коммуникативной компетентности, компетентности в кооперации.
Помимо самих методик подготовлены необходимые сведения о каждой из них: процедура их создания и стандартизации, способы обработки и психологической интерпретации. Методики диагностики социально-эмоциональных навыков представляют собой личностные опросники, анкеты и решения кейсов. Разработанный пакет методик представляет собой удобный в использовании универсальный диагностический инструментарий.
Специалистами разработаны инструктивно-методические материалы для органов управления образованием, администрации учреждений общего среднего образования, педагогов-психологов, в которых изложены особенности работы с диагностическим инструментарием.
Разработка методических рекомендаций для проведения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков обучающихся (для 3 (4), 6 (7) классов)
Важной задачей в ходе реализации проекта является создание научно-методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков учащихся. Безусловно, для оценки качества образования важно наличие соответствующего диагностического инструментария, однако не менее важна система мероприятий, способствующих социально-эмоциональному развитию подрастающего поколения.
Одним из направлений такого рода работы является создание факультативных курсов. На предыдущем этапе реализации проекта группой специалистов Национального института образования были подготовлены проекты учебных программ факультативных занятий для 3 (4) и 6 (7) классов под общим названием «Театр эмоций».
Очевидно, что для того, чтобы программы факультативных занятий были реализованы педагогическими работниками максимально корректно, необходимо соответствующее методическое сопровождение. С июля 2023 года начата разработка методических рекомендаций для проведения факультативных занятий «Театр эмоций» в 3 (4) и 6 (7) классах.
Содержание каждого задания выстраивается по единой структуре, состоящей из 3-х основных компонентов: разминки, основной части и рефлексии.
Разминка (часто, артистическая) предполагает выполнение учащимися упражнений/игр на раскрепощение, освобождение от мышечных «зажимов», снятие напряжения, создание настроения.
Главной функцией основной части является раскрытие темы занятия, создание условий для приобретения / отработки / закрепления учащимися навыков самопознания, эмоциональной регуляции, коммуникации, сотрудничества – то есть навыков, необходимых любому человеку для успешной и счастливой жизни. Основная часть строится на различных видах активности (выполнении упражнений, чтении и анализе отрывков из художественных произведений, решении смоделированных жизненных (проблемных) ситуаций, импровизации и т.д.), реализуемой в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах.
Рефлексия направлена на получение обратной связи, определение динамики уровня социально-эмоционального развития учащихся младшего школьного и подросткового возраста. Варианты проведения рефлексивной части занятия различны: это может быть самооценка учащегося, взаимооценка либо наблюдение взрослого (учителя, воспитателя, классного руководителя, педагога-психолога).
По задумке разработчиков, факультативные занятия «Театр эмоций» должны стать для учащихся особым времяпровождением и местом, где можно быть услышанным, получить поддержку, одобрение, совет, помогающий сделать выбор, где приветствуется участие в обсуждении вопросов, связанных с реальной жизнью, чувствами, отношениями.
Для того чтобы педагоги, принимающие решение вести факультатив, имели необходимые «опорные точки», предполагается проведение консультативных онлайн-семинаров, брифинг-вебинаров с интерактивным диалогом по проблеме формирования социально-эмоциональных навыков учащихся.
Содержание методических рекомендаций предусматривает расширение и приращение социально-эмоциональных навыков учащихся, преемственность от 3 (4) к 6 (7) классу, но оставляет возможность осваивать предложенные навыки в 6 (7) классе, не посещая факультатив в 3 (4) классе.
Методические рекомендации разрабатывались с учетом того, что факультатив будет иметь практико-ориентированный характер. Именно через практические действия учащихся (поддерживаемые и направляемые педагогом-ведущим), групповое обсуждение, поиск совместного решения предполагается формирование социально-эмоциональных навыков.
Разработанные материалы обсуждались с международным экспертом Александром Соколом. По его рекомендации методические разработки были переданы минским учителям, которые смогли воспользоваться подготовленными материалами при проведении внеклассных мероприятий.
Материалы вызвали заинтересованность у учащихся и получили высокую оценку учителей: была отмечена воспитательная направленность занятий и их актуальность для поддержания психического здоровья младших школьников и подростков.
Например, Н. Н. Литовчик, учитель-методист начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 55 г. Минска» при использовании материалов в 4-м классе указала на универсальный характер рекомендуемых форм работы, которые могут быть адаптированы к самым разным возрастам, что может (в свою очередь) повысить востребованность разрабатываемых рекомендаций.
При проведении факультатива учителю важно помнить, что на занятии можно и нужно говорить, принимается любая точка зрения, главное – высказываться и не бояться ошибаться. Если ответ удачный, учитель (ведущий) может использовать слова поддержки: «Умница/молодец», «Я поражен(а) твоими знаниями, умением мыслить…» либо использовать фразы: «спасибо за твое мнение», «каковы альтернативы?», «я должен(на) над этим подумать».
Такой подход позволяет детям и подросткам почувствовать свою значимость, поверить в себя, начать озвучивать собственное мнение, его аргументировать.
НИО