- Details
- Category: Национальный институт образования в лицах
Вадим Алексеевич Салеев родился в Ленинграде 27 мая 1939 года. В 1962 году окончил русское отделение филологического факультета Белорусского государственного университета. С 1967 года учился в аспирантуре философского факультета Московского государственного университета на кафедре эстетики.
В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию «К проблеме формирования художественной оценки», в 1992 году – докторскую диссертацию «Аксиологические основания национальной художественной культуры».
С 1995 по 2002 год занимал должность главного редактора журнала «Асновы мастацтва», с 2002 по 2004 – главного редактора журнала «Мастацтва». В настоящее время возглавляет журнал «Артэфакт».
Является одним из крупнейших специалистов СНГ в области эстетики, философии, культурологии. С 1962 года – член Белорусского союза театральных деятелей, с 1997 года – Белорусского союза литературно-художественных критиков (в 1999 году стал лауреатом премии данного союза). Первый вице-президент Белорусской эстетической ассоциации, академик Белорусской академии архитектуры, Международной академии технического образования, Московской академии гуманитарных исследований, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Россия). В литературном творчестве известен как Вадим Яр.
Является победителем творческого конкурса «Поэтри-слэм» VII фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции – 2018» (Прага). Награжден литературными медалями имени Ф. Искандера (2012), Е. Замятина (2018), медалью Франциска Скорины (2019), нагрудным знаком Министерства образования «Отличник образования». Лауреат Международной премии имени Симеона Полоцкого (2017).
Автор более 400 научных и научно-методических работ в области эстетики, философии, культурологии, педагогики. Инициировал разработку таких научных направлений, как неоаксиология, этноэстетика, этнопедагогика, артстресспедагогика и артстресстерапия. Создал концепцию развития национальной культуры (1991–1992), концепцию художественного образования Республики Беларусь (1995), концепцию эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь (2000).
В Национальном институте образования работал с 1991 по 2021 год (в качестве ведущего научного сотрудника лаборатории эстетического образования, заведующего отделом культурологии образования, ведущего научного сотрудника сектора художественно-эстетического образования, главного научного сотрудника лаборатории проблем воспитания личности). Занимался разработкой актуальных проблем эстетического воспитания и художественного образования личности.
Среди наиболее значимых научных работ – монографии «О художественном вкусе» (1975), «Искусство и его оценка» (1977), «Современная эстетика Белоруссии» (1979), «Национальное самосознание и художественная культура» (1990), «Язык в национальной культуре» (1992), «Этнопедагогика и эстетическое развитие личности» (1994), «Эстетическое восприятие и детская фантазия» (1999), «Искусство. Искусство и современность» (2006), «Основы эстетики» (2008), «Нарысы тэорыі беларускага тэатра» (2014), «Очерки образования на переломе столетий» (2019) и др. Среди художественных и художественно-публицистических работ – книги «Ты вечна, красота» (2001), «Три минуты» (2014), «Зеркало» (2016), «Силуэты Минска» (2017), «Нобель для Беларуси» (2019) и др.
- Details
- Category: Национальный институт образования в лицах
СТАРЖИНСКАЯ НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА, доктор педагогических наук, профессор
АНТИПОВА МАРГАРИТА БОРИСОВНА, кандидат педагогических наук, доцент
КОСЕНЮК РАИСА РОМАНОВНА, кандидат педагогических наук
СТРЕМОК ИРИНА МИХАЙЛОВНА, кандидат педагогических наук
ЯРМОЛИНСКАЯ МАРИНА МИХАЙЛОВНА, кандидат педагогических наук, доцент
- Details
- Category: Основные направления деятельности НИО в 2023 году
- Организация, координация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.
Разработка:
- стратегических направлений и механизмов совершенствования дошкольного, общего среднего и специального образования в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь;
- научно-методических основ преподавания белорусского языка как иностранного в аспекте уровневой концепции владения языком;
- научно-методического обеспечения формирования основ функциональной грамотности воспитанников в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
- научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности учащихся I ступени общего среднего образования;
- научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности учащихся при изучении учебных предметов гуманитарного, историко-обществоведческого и социокультурного, математического и естественнонаучного образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования;
- научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся в воспитательном процессе учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования;
- научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности лиц с особенностями психофизического развития в различных сферах жизнедеятельности в условиях инклюзивного образования.
- Подготовка научных работников высшей квалификации.
- Научное и организационное сопровождение экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых.
- Изучение качества образования в учреждениях общего среднего образования. Организация республиканских контрольных работ по учебным предметам «История Беларуси» (VI класс), «Биология» (VII класс).
- Подготовка к изданию, организация выпуска и выпуск учебных изданий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи за счет средств республиканского бюджета.
- Организация и проведение опытной проверки учебных пособий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования.
- Проведение семинаров для педагогических работников с целью повышения эффективности использования учебных изданий в образовательном процессе.
- Научно-методическое и техническое сопровождение национального образовательного портала (https://adu.by).
- Научно-методическое сопровождение Единого информационно-образовательного ресурса (https://eior.by).
- Проведение экспертизы учебных электронных изданий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования.
- Научно-методическое сопровождение нормативного планирования расходов учреждений дошкольного и общего среднего образования.
- Оснащение средствами обучения и учебным оборудованием кабинетов по учебному предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд, технический труд).
- Обеспечение реализации государственной политики в сфере организации питания обучающихся в учреждениях образования.
- Details
- Category: Сектор координации и методического обеспечения профилактики преступлений и правонарушений среди обучающихся
— Организация и координация деятельности учреждений образования по противодействию незаконному обороту наркотиков среди обучающихся.
— Организация и координация деятельности учреждений образования по профилактике наркомании среди подростков и молодежи.
— Участие в разработке и корректировке нормативных и учебно-методических материалов по профилактике наркомании среди подростков и молодежи.
Товкес Маргарита Петровна,
заведующий сектором координации и методического обеспечения профилактики преступлений и правонарушений среди обучающихся

Кашинская Мария Евгеньевна,
методист первой категории сектора координации и методического обеспечения профилактики
преступлений и правонарушений среди обучающихся

и правонарушений среди обучающихся