Print
Category: Экономика образования

Августовский номер периодического издания «PISA in Focus», выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвящен вопросам взаимосвязи между количеством учебных часов и результатами обучения. Основанием для выводов послужили результаты анкетного опроса школьников, принимавших участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2012 году.

Исследование показало, что 15-летние учащиеся стран ОЭСР проводят в среднем 3 часа 38 минут в неделю на уроках математики, 3 часа 35 минут – на уроках по языкам, 3 часа 20 минут – на уроках естественнонаучного цикла.

Однако в конкретных образовательных системах наблюдаются значительные вариации: в Чили на уроки математики отводится 6 часов 40 минут в неделю; в Болгарии, Хорватии, Венгрии и Черногории – менее 2 часов 30 минут.

Такие различия объясняются не только достигнутым компромиссом в распределении учебного времени между ключевыми предметами. Фактически, если на уроки по математике отводится время, превышающее среднее значение, то, как правило, столько же часов приходится и на изучение языков и предметов естественнонаучного цикла.

Наблюдается высокая корреляция между временем на изучение математики и языковых предметов в противовес количеству часов, отводимых на математику и предметы естественнонаучного цикла. Например, в Литве и Болгарии ученики проводят на уроках математики меньше времени по сравнению со средним значением, но больше на уроках естественнонаучного цикла.

Значительные вариации в количестве учебных часов, отводимых на изучение предметов естественнонаучного цикла, прослеживаются не только между разными образовательными системами, но и внутри одной системы. В среднем в странах ОЭСР ученики в школах с низким социально-экономическим статусом проводят на таких занятиях на 36 минут меньше по сравнению со сверстниками из школ с высоким социально-экономическим статусом.

Различия наблюдаются и во времени, отводимом на изучение математики. Ученики Аргентины, Японии, Китайского Тайбэя (Тайвань) в «благополучных» школах проводят на уроках математики в среднем на 76 минут больше, чем учащиеся из «неблагополучных» школ.

Среди стран – участниц ОЭСР в 2012 году (по сравнению с 2003 годом) школьники проводили в неделю на уроках математики в среднем на 13 минут больше. В некоторых государствах разрыв намного больше: например, в Канаде и Португалии – 1,5 часа; в Норвегии, Испании и Соединенных Штатах – 30 минут. Так, в 2003 году в Канаде учащимся на изучение математики отводилось 3 часа 15 минут, в 2012 году – 5 часов 15 минут в неделю. В 14 странах время возросло более чем на 15 минут, в 8 странах – уменьшилось в среднем на 30 минут.

На представленных диаграммах (рис. 1, 2) показаны изменения в количестве часов, отводимых на изучение математики (2003 и 2012 годы). На рисунке 1 отображены данные по странам – участницам ОЭСР и странам-партнерам, в которых наблюдается превышение над средним уровнем по странам ОЭСР, на рисунке 2 указаны государства, где на уроки математики отводится меньше времени по сравнению со средним значением.

Увеличение количества уроков математики наблюдается на всех уровнях базового (МСКО 2) и общего среднего образования (МСКО 3), что, однако, не характерно для предметов по изучению языков и естественнонаучного цикла, что указывает на значимость математики в жизни подрастающего поколения.

Количество уроков математики, как правило, положительно коррелирует с уровнем математической подготовки учащихся. Ученики, затрачивающие на изучение предмета больше времени, получают в PISA лучшие результаты. Такая закономерность проявляется в 15 странах –участницах ОЭСР при других сопоставимых условиях (уровне социально-экономического статуса школ и обеспеченности ресурсами).

Среди государств ОЭСР результатом увеличения количества часов на изучение математики на 1 час в неделю являются дополнительные 12 очков по уровню математической подготовки учащихся. В некоторых странах такой итог значительно превышает среднее значение (в Греции дополнительный час, отводимый на математику, соответствует увеличению на 96 очков в результатах по математической подготовке учащихся в PISA).

Между тем в Австрии, Венгрии, Чехии, Российской Федерации, Израиле, Словении и др. не наблюдается значительной взаимосвязи между количеством уроков математики и уровнем математической подготовки. Этот факт доказывает, что не только количественные, но и качественные факторы образовательного процесса влияют на достижения учащихся. Только увеличение количества часов на изучение школьных предметов не ведет автоматически к повышению уровня подготовки учащихся. Для получения данного результата необходим комплекс условий – эффективная образовательная среда, высокопрофессиональные педагогические кадры, рационально организованное содержание образования.

1

Рисунок 1

2

Рисунок 2

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

Источник:

PISA in Focus. August. 2015/08. Is spending more hours in class better for learning? [Electronic resource] // OECD. – 2015. – Mode of access:  http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jrw21j8drmv.pdf?expires=1459848531&id=id&accname=guest&checksum=3685D0EF03CFBC0C0C1125FF0AE5B1F0. – Date of access: 05.12.2015.

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО