Print
Category: Актуальная информация

За принятием и утверждением нового Кодекса об образовании последуют продуманные решения, законы и подзаконные акты, поэтому сейчас крайне важно, когда учителя, эксперты и организаторы образовательного процесса высказывают аргументированные позиции по совершенствованию и дальнейшему развитию системы образования.

Директор Национального института образования В. В. Гинчук:

– Новая редакция Кодекса об образовании включает более 200 изменений. Если говорить об уровне общего среднего образования, то самым важным, на мой взгляд, является включение в число принципов государственной политики в сфере образования обязательности общего среднего образования. Прежняя редакция Кодекса, как известно, предусматривала обязательность общего базового образования. В то же время введение этой нормы не означает революционных изменений в системе образования. Она закрепила уже сложившуюся практику получения образования: согласно статистике, почти 2/3 выпускников базовой школы продолжают обучение в 10-м классе учреждений общего среднего образования, 1/3 – в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Учащиеся, которые являются редким исключением из этого правила, получают аттестат об общем среднем образовании после обучения в вечерних классах либо сдачи экзамена за курс средней школы в форме экстерната. Сам факт повышения уровня обязательного образования, несомненно, говорит в пользу политики государства, которое заботится об образовательном уровне населения.

Еще одним новшеством в перечне принципов государственной политики в сфере образования является принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Принципиально важно, что индивидуальные образовательные потребности и познавательные возможности обучающихся в новой редакции Кодекса рассматриваются в широком контексте: одаренность, талант, индивидуальные потребности, обусловленные жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами. Новая редакция Кодекса (ст. 150) предусматривает создание классов совместного обучения и воспитания – классов, в которых лица с ОПФР осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования совместно с лицами, не имеющими таких особенностей. Следует отметить, что с 2018 года Национальным институтом образования проводится республиканский эксперимент по апробации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития. По результатам эксперимента учреждениям общего среднего образования будет предложена модель организации образовательного процесса для обеспечения инклюзии лиц с особенностями психофизического развития. Порядок создания классов совместного обучения и воспитания, порядок организации образовательного процесса в них будет определен Положением об учреждении общего среднего образования. В данном контексте важное значение будет иметь формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

Среди новшеств Кодекса, относящихся к уровню общего среднего образования, – возможность принимать в 1-й класс детей, которым шесть лет исполняется в текущем календарном году. Данная норма может быть реализована по заявлению одного из законных представителей ребенка при наличии решения педагогического совета учреждения образования. Введение новой нормы обусловлено обращениями родителей, которые хотели бы отдать своего ребенка в школу ранее предусмотренного срока.

Хотелось бы, чтобы родители и законные представители детей очень ответственно и осознанно подходили к решению вопроса о начале обучения в школе. В педагогике важно соблюдение принципов разумности и целесообразности. Ребенок к школе должен быть эмоционально, социально и интеллектуально готов. Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это ежедневно в течение целого учебного года. Для начала обучения в школе очень важны готовность и способность ребенка удерживать внимание на учебной деятельности, произвольно (т. е. целенаправленно, через волевое усилие) запоминать и воспроизводить определенное количество информации. Не менее важны мотивационная готовность ребенка идти в школу ради получения новых знаний, а не из-за интереса к внешним школьным атрибутам (портфелю, школьной форме), а также социально-коммуникативная зрелость – умение соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Ну и, конечно, важным новшеством является изменение формы итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Введение централизованного экзамена в 2022/2023 учебном году освобождает учащихся 11-го класса от подготовки к двум разным формам экзамена (например, по русскому языку – выпускной экзамен в форме изложения, вступительный – в форме централизованного теста). Порядок организации и проведения централизованных экзаменов, в том числе учреждения образования, определяемые в качестве пунктов их проведения, также будут определяться Министерством образования.

Сдав централизованный экзамен, учащиеся получат отметку в аттестат об общем среднем образовании и сертификат для поступления в учреждение высшего образования. С другой стороны, централизованный экзамен – это форма независимой оценки образовательных достижений учащихся, обеспечивающая объективность оценки. Сегодня такой подход к оценке результатов учебной деятельности – мировая тенденция.

Источник: Пресс-центр Министерства образования Республики Беларусь